1. Реальное историческое лицо может использоваться в рамках ХОРОШЕГО исторического романа. Это естественно - человек часть истории, участник описываемых событий, в этом смысле не принципиально, в центре он или же на втором плане для убедительности. Более того, оно и странно, если бы такие персонажи в тексте не появлялись.
2. "Приключение школьника на маскараде", сколько я помню Честертона - это ПЛОХОЙ исторический роман. Штука в том, что такие вещи тоже имеют право на существование... увы, но они востребованы. Тут главное - не было бы грубых ляпов, а то же им же верят...
3. НЕ-исторический роман вообще имеет право работать с любыми реалиями, и с любыми людьми - историческими, вымышленными, вымышленными ДРУГИМ... вспомните Щедрина с его манерой брать персонажей своих предшественников, Глумова там или Молчалина, и вписывать их в свою эпоху. И я бы не сказал, что у Щедрина это от недостатка фантазии.
Раздражает безграмотность, невежество, раздражает и намеренное идеологически обоснованное вранье, но это в тех случаях, когда у автора претензия (а сейчас частенько так и бывает): я-де не роман пишу, а Художественное Исследование Отечественной )или там Мировой) Истории, я вам всем в такой форме ИСТИНУ докладываю, трепещите... вот это - в самом деле отвратительно. Беда в том, что таким и великие грешат, и более того - так основательно грешат, что умудряются убедить в своей точке зрения чуть ли не целые поколения. Вспомним Наполеона у Толстого Льва (оставим уж на его совести Кутузова), или Петра Первого у Толстого Алексея (за кою книжицу современники, не по нашим учебникам учившиеся, почитали автора мерзавцем).