Antigona » Пн янв 05, 2009 11:22 pm
Нет, не нашла ссылки на эту модель даже в кэше поисковиков. Но в общем, мысль состояла том, что можно составить либо формулу, либо график, отображающие зависимость оценки книги читателем от составляющих ее компонентов. Спор шел в основном о том, какие это должны быть компоненты. Две основных версии:
1. Формула, основанная на композиционно-стилистическом принципе (Книга = сюжет + композиция + язык). Каждому компоненту, оцененному от 1 до 10, дополнительно можно было присваивать коэффциент новизны от 0 до 1. Допустим, сюжет для меня нов и неожиданен - даю 0,9, а язык представляется посредственным, традиционным - оставляю без коэффициента. Сумма всего этого и будет итоговой оценкой "качества" книги. Уперлись в то, что сумма - это не зависимость. А как сделать из этой формулы функцию - не успели сообразить.
2. График, где по центральной горизонтальной оси - точки зрения (автор, лирический герой, читатель), а от них строятся связи к внешним точкам сферы - компонентам самого произведения: композиционным (фабула, сюжет, собственно композиция), персонажи и система образов, философия, гипер- и метатексты (культурные контексты, биографические факторы автора и т. д.) Чем плотнее сетка связей между определенными компонентами, тем объективно выше уровень автора и ценность книги для читателя. Проблема оставалась одна: как присваивать координатные значения в зависимости от значительности фактора. Например, биографический гипертекст присутствует не во всех произведениях, и не во всех нужен. И его наличие/отсутствие может прибавить шарма, но не может влиять на конечную оценку. А вот недостаток образности для произведения искусства - критичен. Равно как и отсутствие некой философии мира и человека.
Вот, примерно так. набор факторов, конечно, приблизительный.