*притворно ужасаясь* Каашмар, модераторы, какой пример вы подаете новичкам (т.е. мне)? Полтреда оффтоп идет. )))
Так, возвращаясь к теме.
Любезный сердцу моему Г.К. Честертон как-то назвал исторические романы "приключениями школьника на маскараде". Если вспомнить, что к тому времени главный исторический романист - это Дюма-пэр, то трудно не согласиться, хотя он зачастую очень изящно вписывает своих героев в канву истории. Взять хотя бы сцену с казнью Карла I.
Исторических персонажей обычно используют двумя способами. Либо делают их героями второго плана, чтобы создать достоверный фон приключениям главного героя, либо избирают их в качестве главных.
В первом случае, почему бы и нет? Жизнь непредсказуема, кого и с кем сведет ни за что не угадаешь. Чем меньше эпизод с появлением исторической личности, тем труднее там облажаться автору. НУ разве что с датой жизни-смерти. Тут есть гениальный пример. В финале "Айвенго" Ревекка с отцом отправляются в Испанию под крыло доброго мавританского короля Боабдиля, который родился через двести лет после событий романа.
Даже классики не безгрешны.
А вот вариант, когда историческая личность оказывается в центре внимания... Хорошо, если автор исследует героя в контексте истории Собственно, этим великие и были интересны изначально. Не вижу ничего предосудительного в попытке реконструировать причины того или иного исторического решения. Сама люблю этим на досуге заниматься. Но вот когда авторы лезут в дела сердечные и постельные...
И наконец об уместности вымысла в историческом романе. Без него никуда, но одно дело заполнять лакуны истории, интерпретируя факты и связывая события, другое - писать совсем уж альтеративную историю. Варианты откровенного невежества я не рассматриваю.
Но главное, реальная история всегда интереснее самого изощренного вымысла.