cheleos писал(а):mmai: Описания, которые выделяются в отдельный блок и при этом никак не завязаны на реальном действии действительно и вне всяких сомнений анахронизм. Поймите, любому нормальному читателю наплевать, голубые там или зеленые глаза у главного героя. И в каких брюках и с каким галстуком он исполняет свою роль. Но может быть я не права? Тогда, камон, докажите, что эти брюки и этот галстук или еще какая деталь позарез как нужны для восприятия того или иного произведения.
Та же одежда может многое сказать о человеке, его взглядах, социальном статусе. Кто он: щёголь, аккуратист, конформист, неряха и т.д. Когда даётся не прямая авторская оценка, а качества личности выявляются через детали, на первый взгляд несущественные, это и есть настоящее писательское мастерство. Детали внешности помогают лучше представить человека, врезаются в память. Другое дело, что у плохого писателя описания могут выродиться в самоцель.
Мне трудно по-настоящему сопереживать безликим персонажам, которые много действуют, но которые не раскрыты как личность.
Вот пример из классики. Здесь есть что-нибудь лишнее?
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.