Пятачок
"Лолита" - самая красивая, самая смелая, правдоподобная и уникальная книга которую я когда-либо читала. В ней скрывается намного больше, чем написанно текстом.
Искусство - аморально, НЕморально.
Оценивать его по критерию моральности -
это неумность и ограниченность.
В БОЛЬШИХ книгах я замечаю три слоя повествования:
1. сам текст.
2. то, что специально читается между строк.
3. то, что сознательно не написано, но так "не написано",
что читатель все равно это "читает".
Для меня "Лолита" начинается с этой строчки:
"Долго после ее смерти я чувствовал, как ее мысли текут сквозь мои".
А заканчивается этой:
"Мелодия, которую я слышал, составлялась из звуков играющих детей, только из них, и столь хрустален был воздух, что в мреющем слиянии голосов, и величественных и миниатюрных, отрешенных и вместе с тем волшебно близких, прямодушных и дивно загадочных, слух иногда различал как бы высвободившийся, почти членораздельный взрыв светлого смеха, или бряк лапты, или грохоток игрушечной тележки, но все находилось слишком далеко внизу, чтобы глаз мог заметить какое-либо движение на тонко вытравленных по меди улицах. Стоя на высоком скате, я не мог наслушаться этой музыкальной вибрации, этих вспышек отдельных возгласов на фоне ровного рокотания, и тогда-то мне стало ясно, что пронзительно-безнадежный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса ее нет в этом хоре".