dsdm,
вы правы, конечно, паника небезосновательна. вялое тут обсуждалово зачастую.
прочла "Исследования одной собаки" и "В исправительной колонии" просмотрела, чтобы освежить в памяти - давно читала.
вообще (небольшое лирическое отступление) произведения Кафки, имхо, это очень сложные калейдоскопы. попадая в читательские руки, каждому читательскому взору представляют они свой особенный рисунок. конечно, в той или иной степени можно назвать калейдоскопом любое произведение искусства, а при желании и всё вокруг, но всё же произведения Кафки очень близки к принципу калейдоскопа. это я к тому, что один человек мало чем может помочь другому понять данного писателя, каждый всё равно видит своё (если хочет), хотя при этом чужое мнение всё равно очень интересно.
насчёт "Колонии", помню, когда читала первый раз, больше всего меня занимал даже не офицер, а сама процедура (в частности, что осужденный не знает вынесенного ему приговора, мало того, вообще не знает, что осужден), в это мне виделась (да и сейчас тоже) параллель с тем, как человек приходит в мир - не зная, какой приговор ему вынесен, тупо и беспечно (о чём свидетельствует поведение осужденного) надеясь на счастливую жизнь, когда на самом деле ждёт его только казнь длиною в жизнь, ведь счастливых в мире Кафки нет. т.е. жизнь - это такой урок, при этом чему тебя учат осознаёшь лишь переступив серединный порог (6 часов в рассказе). далее можно сказать, что и офицер "переступил порог", когда умер старый комендант, т.к. он начал ощущать враждебность новой системы. вся эта модель мира автору представляется несправедливой, поэтому когда машине задают фразу "будь справедлив", она само разрушается. с такой машиной не может сосуществовать справедливость. что касается офицера, образ прекрасно прописан, при том ( у меня лично) он не вызывает ни какой-то злобы на него за все его казни и деяния, ни отвращения. он болен, он, как вы заметили, в припадке.
теперь о концовке. это сложнее всего и вызывает столько вариантов толкования, и даже переосмысления всего рассказа, что волей-неволей путаешься.
но всё же. вот, казалось бы, "справедливость" восторжествовала, "палач" и его адская машина повержены. но стал ли от того этот край (остров) лучше?
ведь справедливость для одних одновременно является несправедливостью для других. это четко вырисовывается при прочтении надписи на могиле старого коменданта - последователи его затаились. от не очень чёткого описания новой системы создается общее впечатление, что, да, возможно, она не так открыто жестока,но она однозначно открыто развратна: странные упоминания о дамах и их поведении, могила в кофейне и способность горожан ставить на неё стул и преспокойненько пить кофе, восседая на нём, и главное, если новый комендант, а вместе с ним и все люди "новой формации" настолько не приемлют "машину", почему они не уничтожили её сразу, зачем такие окольные пути?
выходит, что остров меняет "шило на мыло".
путешественник же нужен как вводный персонаж, который даже не то, чтобы направляет остров к новой жизни, но ускоряет её вступление в свои права.
а далее "мавр сделан своё дело, мавр может уходить". двое бегут за ним, кажется хотят убежать с этого острова вместе с ним, но на самом деле всем понятно, что убежать они не могут. максимум, что они могли бы сделать - это прыгнуть за лодкой и утонуть. куда мы можем убежать из жизни своей? но и этого они не делают. почему? жизнь им так дорога? вряд ли, просто так сложилось, вот и всё.
о "Исследованиях" напишу в след. раз, а-то и так уже много.