Юкио Мисима «Весенний снег»
Очередной шедевр величайшего писателя. Волшебное и проникновенное повествование о красоте (о чём же ещё
). Хотя на самом деле, лучше сказать о жизни. Красота – это не более, чем излюбленный ракурс великого японца.
Как и всегда высочайший уровень душевного и психологического анализа, блестящие литературные сравнения, природные описания гармонично продолжают мысль автора, в этом, на мой взгляд, ему нет равных в мировой литературе.
По Мисиме, к сожалению, практически не найти чего-либо стоящего. Чхартишвили, конечно не в счёт, спасибо ему за его отличную работу. Но всё остальное из разряда – как это здорово, какой странный, неоднозначный мир, да, красота и смерть неразделимы, лучше умереть молодым, Мисима стремился к достижению гармонии, он патриот и проч. ….тень.
Про «Весенний снег» приходилось встречать, что это повествование о герое с необычными, пугающими всех остальных ценностями, о том, что он, идя своим путём, достигает немыслимых ранее вершин..
По мне же..
В «Золотом храме» главный герой столкнулся с противоречием между красотой и жизнью. Красота пленяла, но она же и «мешала», не давала ему жить. Здесь герой идёт по немного другому пути – он «кристаллизирует» красоту, «использует» её для создания образов и воссоздаёт свой необычный мир. Мир, подобный весеннему снегу. Параллельно с этим блестяще раскрываются и характеры других персонажей. Пустой аристократизм, формальные, усохшие семейные отношения (эта тема очень часто присутствует в сочинениях Мисимы – всё подобно раз и навсегда установленной чайной церемонии), попытки выстроить жизнь в точном соответствии с принципами и требованиями разума (его друг Хонда). Вышеупомянутый главный герой, получивший утончённое воспитание, продолжает жить в своём завораживающем и волшебном мире, но вот незадача – он всё равно пребывает в реальности, и последняя рушится и страдает от его неучастия. И это страшно, осознание приходит слишком поздно, а помощи ждать не от кого, ведь по сути именно таким образом живут практически все герои этого произведения – родители, друзья, настоятели, отличается лишь стиль. Никто не стремится к реальной помощи, да и зачем, когда можно просто жить «своей жизнью». Многие оценивают его высокую эстетичность, но никому нет дела до настоящих чувств. А конце главный герой таки приходит к новой красоте, красоте рождающейся из подлинных, живых переживаний, но слишком поздно..
«В больной голове Киёаки мелькнула мысль, что он за эти несколько месяцев сегодня впервые заметил окружающий мир. Его обступило безмолвие. Раскачивание коляски и отяжелевшие веки, наверное, искажали, мешали рассмотреть как следует этот пейзаж, но ему, замкнувшемуся последнее время в зыбком мире печали и страданий, казалось, что он давно не встречал столь отчетливых форм.
Красные плоды на папоротнике и зеленых кустах при дороге, дрожащие на ветру иголки сосен, бамбуковая роща, где стволы отливали зеленью, а листья пожелтели, заросли травы… и среди всего этого белая дорога с замерзшими следами колес, сворачивавшая в сумрачную тень криптомерии. А в центре этого безмолвного, различимого до мельчайших подробностей, наполненного невыразимой печалью прозрачного мира где-то глубоко-глубоко застыла, как золотая статуэтка, Сатоко. Неужели этот пронзительно-ясный, незнакомый мир тот самый, в котором мы уже обжились?» Такие вот мысли возникли на счёт этого произведения лично у меня. Хотя передать это словами практически невозможно..
Читал это последние четыре месяца. Моя скорость неуклонно падает. Страшно подумать, что будет дальше.