Преступность - Бизнес Другим Путем.
"Какова цель человеческой жизни?
Стать богатым. Каким путем?
Нечестным быстрее, честным дольше.
Честным, только если иначе нельзя."
Марк Твен
Преступность существовала всегда, во всех общественных системах, но ее специфика и размах всегда определялись доминирующими в обществе культурными ценностями и социальными целями. Когда общество определило смысл человеческой жизни как создание богатств, все средства, ведущие к достижению этой цели, стали допустимы. Преступления в экономике перестали восприниматься как нарушение морального закона, а закон юридический утратил свой абсолютный статус. Нарушение законов нравственных и юридических дают неизмеримые преимущества в борьбе за богатство - это самый короткий путь. А так как общество оценивает не средства, а результат, победители получают высокий общественный статус, авторитет, их жертвы получают презрение. В экономическом обществе жизнь понимается как борьба, в которой побеждает сильнейший, а слабость в борьбе не вызывает уважения.
Kритерии морали далеко не всегда определимы в повседневной жизни, в ее огромном многообразии ситуаций и характеров, мировоззрений и темпераментов. Еще менее определимы они в экономике.
В ней существуют только правила, да и те не могут быть точно обозначены в постоянно изменяющихся условиях рыночных отношений. Экономика -это сложная игра миллионов индивидуальных интересов, которые, так называемая "экономическая наука" не в состоянии расшифровать.
Древние греки вполне обоснованно относили экономику к разряду искусств, искусством считалось также и воровство, родной брат экономики, а бог Меркурий был небесным покровителем обоих. Римский оратор и философ Цицерон писал, что, - "Рынок - это призвание тех, кто покупает для того чтобы перепродать подороже, и они не могут это сделать без наглого и беззастенчивого обмана."
В докапиталистическую эпоху рынок был лишь одной из форм экономической жизни, богатства создавались рабским трудом, военными захватами и ожесточенной борьбой в процессе дележки добычи между конкурирующими кланами.
Но, к середине 19-века, с появлением массового производства и массового потребления, экономика была полностью подчинена законам рынка, и взаимный обман, мошенничество и манипуляции, по определению Энгельса, превратились в общепринятую норму.
В докапиталистическую эпоху нарушение религиозных этических норм воспринималось как преступление, приводящее в бренной жизни к распаду личности, а в загробной к вечным мучениям в аду. В 20-м веке преступление стало будничным социальным явлением, одним из способов решения жизненных проблем и, прежде всего, проблем экономических.
В условиях индивидуального предпринимательства количество преступлений против собственности стало возрастать и оно было наиболее велико в Соединенных Штатов, где рынку была предоставлена полная свобода от контроля государства экономика развивалась более интенсивно нежели в Европе. Рынок, расширяя возможности своей свободы, стремился избавиться также и от ограничений традиционной религиозной морали. Религиозная этика, в процессе ожесточенной конкуренции, постепенно утрачивала свое значение и свою роль в общественном сознании.
Обоснование и оправдание всех средств ведущих к цели, к успеху в экономической борьбе, дал Теодор Драйзер в своих романах - "Титан", "Гений", "Финансист". Герой, Каупервуд, переступает все законы этические, нравственные, юридические, но все это полностью оправдано Делом - успех бизнеса важнее морали. Честный путь долог и мало эффективен.
"Общество делится на рабов, живущих по принципам рабской морали, и тех кто способен переступить мораль - это те, кто способен создавать богатства и умеет властвовать.", - пишет Драйзер в 1913 год, - "Удел слабых поражение. В отличии от сильных они боятся общественного мнения. Они слишком трусливы, чтобы пойти на риск взять что-либо чужое. Они называют преступниками тех, кто ищет власти и богатства. Миллионеры же, гангстеры и мошенники достигают успеха, потому что борются и поэтому побеждают."
Заявление Драйзера может показаться преувеличением, Драйзер - литератор, а литература всегда пользуется преувеличением как профессиональным приемом. Но об этом, почти в тех же выражениях, говорил человек практики, закончивший лишь четыре класса церковной школы, не прочитавший в своей жизни ни одной книги, Луиджи (Лаки) Лучиано, босс боссов мафии 30-ых - 40-ых годов, - "Каждый хотел бы отнять что-либо у других, только у большинства не хватает смелости. У нас, у Мафии, она есть."
Классик литературы и "титан" американского преступного мира, также как и Раскольников Достоевского, делят мир на героев и "тварей дрожащих". Если следовать идее Достоевского о том, что нельзя пролить "слезинку ребенка", тогда нужно отменить Прогресс. На миллионах "слезинок" строится мир материалистической цивилизации.
Теодор Драйзер и Лаки Лучиано представляли две крайности, два полюса общественной жизни, элиту и подпольный мир, но их философия жизни была широко распространена во всех социальных классах.
"Общество предоставляет тебе выбор - или тебя грабят, или ты грабишь.", говорил Барнум, создатель самого известного в Америке начала 20-го века цирка и выставок чудес света. Другая знаменитая фраза Барнума, "Простаки рождаются каждую минуту" (There's a sucker born every minute), имеет сегодня не меньшее значение, чем 100 лет назад, когда она была произнесена. Ты или "sucker", недотепа или "swindler", "sharpie", острый, находчивый, тот, кто на ходу подметки рвёт, способен всех обвести вокруг пальца.
А вот взгляд со стороны. Турчанинов, полковник генштаба русской армии, иммигрировавший в Америку в 1856 году, ставший бригадным генералом в армии Севера в годы Гражданской войны, - "Smart guy, по-нашему ловкач, пройдоха, здесь великое слово. Будь человек величайший негодяй, в каком бы то ни было классе сословия, если он не попал на виселицу, он то и почтенный. За ним ухаживают, его мнение первое во всем, его суждениям и приговору верят более, чем библии."
Турчанинов судил Америку с точки зрения европейца. Нормы этики, религиозной морали, идея подчинения индивидуальных целей целям всего общества в Европе того времени доминировали в общественном сознании. А жизнь в Соединенных Штатах строилась на обратном принципе - забота о всеобщем благополучии не может являться целью индивидуального предпринимателя.
Цель бизнесмена получить перевес в деловой игре, где побеждает тот кто покупает дешевле, а продает дороже. Тот кто способен манипулировать сознанием многих людей, с которыми он имеет дело, получает наивысшие дивиденды.
"Вся наша жизнь построена на завоевании доверия в деловой, политической и индивидуальной сфере, и успеха добиваются только те, кто обладает способностью убеждать, способностью продать свой товар, свои идеи, самого себя." Социолог Джеймс Комбс.
Главный инструмент убеждений - язык, и он отражает приоритет тех или иных отношений между людьми в данной культуре, часто просто в количестве используемых слов.
В американском варианте английского языка существует больше терминов для обозначения различных типов обманщиков и приемов обмана, чем в других языках мира: - frauds, charlatans, deceivers, dissemblers, tricksters, swindlers, mountebanks, impostors, hoaxers, fixers, cheats, pretenders, cynics, hypocrites, hoodwinkers, four-flushers, bunk, baloney, buncombe, sham, shilling, bamboozle, him-hamming, chisel, welsh, snake oil, bluffing, a bum steer, rook, flummox, selling a bill of goods, the put-on, a raw deal, diddling, swindling, the snow job, the come-on, the gambit, the royal shaft, the set-up, being fleeced, getting burned, the ream job, conning.
Большинство из этих терминов непереводимы, они отражают специфику деловых и человеческих отношений характерных только для американской культуры, а широта терминологии говорит о степени распространенности и изощренности обмана. Гарри Линберг в своей работе "Тhe Confidence Man in American literature", "Мошенник в американской литературе", анализируя персонажи наиболее читаемых книг, показал, что большинство наиболее популярных литературных героев талантливые манипуляторы, гении обмана.
Для мошенника общество - это сборище недоумков (suckers), которых он может убедить в своей заботе об их благополучии и, таким образом, за чужой счет, создать благополучие собственное. Какой же разумный человек будет действовать против собственных интересов? Но мы не всегда верим собственным чувствам и убеждениям и готовы доверять тем, чьи убеждения логичнее и эмоционально более интенсивны, чем наши. Манипулятор, как правило, не использует открытый обман, чаще он пользуется логикой доказательств и эмоциональным давлением.
В первой половине ХХ века техникой манипуляции владел только тонкий слой населения, бизнесмены, капиталисты, финансисты. Во второй половине ХХ века, с вовлечением масс в экономический процесс, техникой манипуляций стали овладевать все социальные слои. Все, в той или иной степени, стали бизнесменами, капиталистами, финансистами, играют на бирже, вкладывают свободные деньги в бизнесы, участвуют в различных формах деловых отношений, а в них самым важным является умение убеждать, умение купить дешевле, продать дороже.
В общественной шкале престижа, мошенники, добившиеся значительного успеха хитроумным обманом, традиционно занимали очень высокие места. Умение продать товар, который никто в здравом уме не купит, умение продавать все, даже то, что продать нельзя, требует активного творчества.
Продажи, в широком социальном смысле, это искусство, оно требуют таланта, творчества, изощренной изобретательности, выдумки и, если они приносят большие доходы, то это не может не вызывать преклонения публики перед мастерством манипулятора.
Скандинавский драматург Кнут Гамсун, побывавший в США в 20-ые годы ХХ века, - "Общество смотрит на крупные аферы с симпатией и часто с восхищением. Способность обмана в крупных масштабах в глазах публики выглядит как выражение характерной черты янки, а пресса с умилением описывает технические детали аферы и восторгается точностью, ювелирностью работы мошенников."
Мошенник никогда не был популярным героем в русской и советской жизни и литературе. В советской литературе существовало лишь одно исключение, Остап Бендер, да и тот вызывал смешанные чувства. Все изменилось после 1991 года. Популярными героями жизни и массовой культуры стали уголовные "авторитеты", "крестный отец", Япончик, превратился в национальный идол, объект всенародного обожания. Его деловой успех, способность создать за кратчайший срок криминальную сеть охватившую всю страну, все ее общественные и политические структуры, не могло не вызывать уважения в тот момент когда в сферу индивидуального предпринимательства стали вливаться массы. Все общество начало поиск кратчайших путей к успеху и вполне логично, что лидерами стали те, кто имел уголовный опыт, опыт приобретения богатств в условиях высокого риска. Уголовный мир был лучше приспособлен к деловой игре, чем основное население, приученное Советской властью к экономической и социальной пассивности. На развалинах советской экономической системы обман, мошенничество и убийства превратились в основное средство концентрации богатств.
В стабильной экономике преступность сдерживается всеми общественными институтами. При отсутствии стабильности, как это произошло с появлением свободного рынка в бывшем Советском Союзе, индивидуальное предпринимательство выбрало самый простой путь к достижению цели - игнорирование всех законов.
Уровень преступности - показатель того, в какой степени общество его принимает. Чем выше уровень её наиболее видимого слоя, уголовного, тем шире преступность, в самых разнообразных формах распространена в обществе в целом. А в России, мошенничество, надувательство и прямой обман всех всеми, во все времена, воспринимались как нормальная форма общественных отношений.
Карамзин в письме к другу в Европе, "Как дела в России? - "Воруют!". Разумеется, воровство это не русская национальная черта, но в России оно имеет свою специфику. В стране никогда не было законов охраняющих право на частную собственность, все богатства страны растаскивались правящей верхушкой, а остатки неимущей массой. Все воровали у всех.
Недаром, в советское время, когда десятки миллионов прошли через тюрьмы и лагеря, уголовная феня получила широкое распространение, а в постсоветское превратилась в язык повседневности, на котором говорят все общественные слои - ученые и инженеры, артисты и рабочий класс, средства массовой информации, уличная шпана и руководители государства.
Когда рухнули декорации самого справедливого общества на земле, это качество общественных отношений стало наглядным и откровенным. Принцип "Честность - признак наивных дураков" стал обиходным лозунгом дня.
На сегодняшнем Западе, удовлетворившим все материальные потребности населения, воровать друг у друга и обманывать по мелочам соседа, коллегу, партнера, покупателя или продавца не имеет никакого смысла. Все повседневные экономические отношения между людьми отрегулированы постоянно совершенствуемой системой правил, инструкций и техническими средствами.
Да и в сфере бизнеса существует сложная структура писаных и неписаных правил, ритуалов, создававшихся в течении двух столетий рыночных отношений, за которыми механизм экономических преступлений просматривается с трудом, поэтому они не выглядят настолько чудовищно, как в России.
"Бесконечны напоминания прессы о беззаконных операциях в России. Но экономические преступления в России выглядят как наивный провинциализм в сравнении с отточенной стилистикой гигантского мошенничества западного коммерческого мира. ...В этом наиболее наглядное преимущество западной цивилизации перед Россией. Западный человек получает достаточную тренировку в рационализации бизнеса, и уважение к закону. Он не будет надувать кого-то по мелочам. Обман по мелочам не продуктивен. Западный бизнесмен, перед тем как совершить незаконную операцию, консультируется с юристом, и, в основном, старается держаться внутри границ закона, который, при помощи опытного адвоката, всегда работает в его пользу. У русских же нет многовековой практики ведения бизнеса. Поэтому русский бизнесмен, совершая точно такую незаконную операцию, как и его западный коллега, делает это непрофессионально, т.е. грубо и вульгарно, нарушая все правила приличий о которых имеет самое смутное представление. Он не озабочен даже тем, чтобы скрывать следы, и достаточно недальновиден и туповат, чтобы обманывать даже там, где в этом нет абсолютной необходимости. У русского нет того артистизма, внутренней дисциплины и того опыта обмана многих столетий, который есть у западного бизнесмена. Русский действует импульсивно, спонтанно, варварски. Склонность к преступлениям у русских не больше, а более очевидна. Она осуществляется в самых неприхотливых и неприкрытых нецивилизованных формах, а это не может не вызывать яростный протест у Запада. Не умея носить сложный маскарадный костюм благопристойности, над которым Запад работал веками, русские, в своем наивном невежестве, открывают для всеобщего обозрения сам механизм бизнеса." Социолог Филлип Слатер.
В 90-ые годы ХХ века Россия повторила американский путь. В США, в 19-ом веке, в начальный период развития индустриальной экономики, откровенное взаимное надувательство в бизнесе, без маскарада благопристойности, также было общепринятой нормой. Бюрократическая структура бизнеса еще только создавалась, экономического законодательства не существовало, что позволяло использовать любые формы творческого подхода, поэтому мошенничество и обман, в среде деловой элиты, был откровенным и наглым.
Джон Пирпойнт Морган, создатель американской банковской системы, знавший, более чем кто-либо другой, психологию людей бизнеса, говорил, - "Я отношусь к людям с уважением, ко всем без исключения, но что касается людей бизнеса, то в их компании я бы не оставил свои карманные часы без присмотра."
Экономическая элита страны во времена Моргана была немногочисленна и составляла не более нескольких десятков тысяч. В постиндустриальную эпоху, массы были вовлечены в деловой процесс в качестве его активных участников, и нарушение законов стало массовым явлением.
С начала 50-ых годов национальный продукт на душу населения увеличился в три раза. За эти же 50 лет преступность в экономике увеличилась в 5 раз. Каждый ищет короткий путь, возможность обойти закон в своей сфере деятельности - это увеличивает коэффициент полезного действия любого бизнеса. Юридические законы и законы морали сдерживают динамику развития, и бизнес, в поиске самой короткой дороги, идет в обход правил, законов и морали.
Социолог Джеймс Комб видит американскую культуру бизнеса, как "Культуру обмана", таково название его книги. По его мнению, "народный капитализм" не мог не привести к популяризации приемов и техники бизнеса, ранее характерных только для узкого круга "титанов", "финансистов" и "гениев", - "взаимная манипуляция и обман стали этической и процедурной нормой нашей культуры".
Социология, как и литература, использует обобщения, часто преувеличивает, чтобы более эффектно доказать свои тезисы. Но вот пример из практики делового мира:
Джимми Салливан, член директората Нью-Йоркского департамента школьного образования, укравший из городской казны миллионы, в свое оправдание на суде привел следующий довод, - "Каждый у кого-то крадет, и это не нарушение правила, это правило. Это 95%. Кто-то крадет немного, кто-то больше. Впрочем, мы всегда были нацией, где гангстеры и мошенники превозносились до небес. Это часть Американской мечты."
Традиция обмана, манипуляций и жульничества сформировалась уже в первые годы существования британских колоний. Первым известным мошенником в истории Америки был капитан Самуэль Аргалл, назначенный вице-губернатором колонии в Виржинии в 1616 году. Через два года он захватил все что принадлежало общине, и сбежал, оставив от всего общинного богатства шесть коз. Все, что можно было вывезти, он погрузил на свой корабль и в Англии продал с большой выгодой. Оплатив услуги адвокатов частью своей добычи, он смог не только уйти от суда, но, раздав взятки нужным людям, получил звание пэра за свои заслуги в освоении новых территорий в Америке, и был назначен представителем британской короны в Совет Американских Колоний.
Джон Ханкок, организатор Бостонского чаепития, с которого началась Американская революция, накопил огромные богатства, занимаясь поставкой в колонии контрабандных товаров.
Создатели американской конституции, Роберт Моррис и Джеймс Вильсон, входившие состав Конституционного суда, состоящего из девяти человек, участвовали в гигантской афере по продаже несуществующих земельных участков.
Представители власти всегда были активными участниками делового процесса.
В 1789 году финансист Генри Бикман заплатил муниципалитету Нью-Йорка 25 фунтов стерлингов за 23 мили территории, весь западный берег острова Манхэттен. Тогда этот участок общественной земли, появившись в открытой продаже, мог стоить 5.000 фунтов стерлингов. Каков был размер взятки, данной муниципальным чиновникам, осталось неизвестным. Одна из улиц Уолл-Стрита носит сегодня имя финансиста Бикмана, Beekman Street.
Чарльз Диккенс, после своего путешествия по Соединенным Штатам, писал в своих "Американских записках" в 1842 году, - "У них в почете умение ловко обделывать дела ... и оно позволяет любым плутам, которых стоило бы вздернуть на виселицу, держать голову высоко, наравне с порядочными людьми. Мне не раз приходилось вести такой разговор, - "Ну разве не постыдно, что имярек наживает свое состояние самым бесчестным путем, а его сограждане терпят и поощряют его, несмотря на все совершенные им преступления. Ведь он позорит общество! Да, сэр. Он признанный лжец! Да, сэр. Совершенно бесчестный, низкий, распутный тип ! Да, сэр. Ради всего святого, за что же вы тогда его уважаете ? Видите ли сэр, он ловкач, shrewd, smart guy."
Финансовый гений и патриот Америки, Корнелиус Вандербильт, во время Гражданской войны 1861-1865 годов, продал Северу несколько десятков судов, списанных на слом. Он купил их перед началом войны, предчувствуя возможный спрос в случае начала военного конфликта. В связи с тем, что правительство остро нуждалось в увеличении своего морского флота, а на постройку новых кораблей не было времени, Вандербильт продал старые посудины по цене новых, и, при проверке их ходовых качеств они затонули. Естественно, что он не мог бы заключить эту сделку без помощи друзей в закупочной комиссии Конгресса.
Таммани Холл - название группы политиков и бизнесменов в Нью-Йорке второй половины 19-го века, покупавшей и продававшей назначения на общественные должности, проводило законы, выгодные лишь большому бизнесу и ставшее символом предела политической коррупции. Глава Таммани Холл, Босс Планкетт, произнес историческую фразу, - "Когда я вижу открывшиеся возможности, я ими пользуюсь.", (I've seen my opportunities, and I took them!). Мистер Планкет, уйдя с поста, тем не менее, остался в памяти народной как мастер своего дела, мастер политической и экономической игры.
Shrewd, smart guy сегодняшнего дня также пользуется всеобщим уважением, и, как во все времена, играет важную роль в общественной жизни.
1975 год. Предвыборная кампания в Майами. Кандидат в президенты, Джимми Картер, выступает на банкете перед представителями большого бизнеса. Входной билет - $1,000. Картер разъясняет основной лозунг своей предвыборной программы, честное правительство. Рядом с ним на подиуме сидят: мэр Майами, только что отсидевший срок за уклонение от налогов, два сенатора от штата Флорида, в этот момент находящихся под судом за проталкивание закона о льготах, в сферах представляющих их персональные деловые интересы, руководитель одного из министерств, находящийся под судом за получение взятки, и 3 представителя других министерств, обвиненных в хищении государственных средств.
В период президентства Клинтона, в 1994 году, казначей США, Каталина Билларандо, была приговорена к четырехмесячному заключению за уклонение от уплаты налогов.
Бесчисленные скандалы, связанные с обманом и мошенничеством, на страницах американской прессы часто выглядят как нарушение общепринятых правил, как отклонение от нормы. Но манипуляции и аферы являются органической, неотъемлемой частью деловой игры.
Когда в 1938 году, аферы в доставке авиационной почты достигли таких размеров, что правительство было вынуждено закрыть все авиа-кампании вовлеченные в нелегальные операции, председатель Торговой Палаты США Вилли Роджерс выступил со следующим заявлением, - "Если мы будем закрывать какие-либо индустрии в связи с мошенничеством, то мы должны будем остановить всю экономику страны".
Но скандалы в сфере политики и большого бизнеса характерны не только для Америки, с неизменным постоянством они происходят и в европейских странах. Разница в том как преступления оцениваются общественным мнением.