Потерянное поколение
Тема "потерянного поколения" не перестаёт волновать Владислава Кураша. К этой теме он обращался в новеллистическом сборнике "Дети судьбы". К этой теме он возвращается в новеллистическом сборнике "Выход есть". В этом сборнике он изображает трагедию молодого поколения украинцев, раздавленного безжалостным и жестоким миром власти и денег, миром, где царит безработица, инфляция, нищета. На этом сером безрадостном фоне разворачиваются сюжеты его рассказов - о поколении, чьи надежды убиты безверием, поколении неспособном к сопротивлению и борьбе за собственное счастье. Владислав Кураш пытается понять и раскрыть причины трагедии целого поколения. Во всех рассказах с поразительной отчётливостью и силой передаются, страх перед будущим, потеря жизненного оптимизма, отчуждение личности, чувство "неправильности", "фальшивости" жизни. Владислав Кураш - писатель трагического мироощущения, его рассказы называют пессимистическими, хотя это в корне неверно. Характер творчества Кураша можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Тема зыбкости человеческого счастья является центральной темой рассказов Владислава Кураша. Прозе Владислава Кураша свойственна безошибочно узнаваемая поэтика. Это лирическая проза, где факты действительности пропущены через призму восприятия героя, очень близкого автору. Излюбленная форма автора -- повествование от первого лица, предполагающее взамен эпического описания событий взволнованный, эмоциональный отклик на них. Проза Владислава Кураша центростремительна: она не разворачивает человеческие судьбы во времени и пространстве, а напротив, сжимает, уплотняет действие. Для неё характерен краткий временной отрезок, как правило, самый острый, напряжённый, кризисный в судьбе героя. Ведущий композиционный принцип его рассказов -- принцип "сжатого времени". Герои рассказов Владислава Кураша, как правило, индивидуалисты и надеются лишь на себя, на свою волю, и поэтому зачастую их борьба заканчивается трагически. Их жизнь пуста и бессмысленна. Они полны ненависти и презрения к миру, их окружающему, они убеждены, что мир изменить нельзя, и, тем не менее они действуют, пытаются бороться, сражаться за своё счастье. Это, прежде всего, люди думающие и ищущие ответ, осознающие свою ответственность за происходящее. Всеми силами они сопротивляются среде, хотя их усилия, зачастую, тщетны - они не видят перед собой ни надежды, ни ясной цели. Их удел - душевный надлом, одиночество. Они - индивидуалисты и надеются лишь на себя, на свою волю. Они противостоят трагическому миру и принимают его удары с достоинством. Владислав Кураш стремится как можно глубже анализировать психологическое состояние своих героев в основные моменты их жизни, чтобы показать, как они расстаются с иллюзиями и надеждами. Его герои выступают в рассказах как представители "потерянного поколения". Автор и сам принадлежит к "потерянному поколению". Но он не только не смиряется со своим уделом - он спорит с самим понятием "потерянное поколение", как с синонимом обречённости. Поэтому его герои мужественно противостоят судьбе, стоически преодолевают отчуждение. Таков стержень моральных поисков писателя - закон стоического противостояния трагизму бытия. Его герои горячо любят жизнь, поэтому они и действуют, и сражаются, и не могут без этого, в этом заключается весь смысл их жизни. Автора ни на минуту не покидает надежда, что лучшие, самые мужественные, честные, живущие по совести, выстоят и победят. Своих героев Владислав Кураш изображает в минуты труднейших испытаний, в моменты наивысшего напряжения физических и духовных сил. Это ведёт к энергичному развитию сюжета, к насыщенности действием, к выявлению героического в характерах людей. Автор находит решение проблемы, автор находит выход, выход есть, выход из заколдованного круга одиночества, обречённости и безнадёжности, выход - в любви, в мире чувств. Но любовь зачастую отравлена ядом цинизма и аморальности, окружающего общества. Любовь пронизана ощущением трагизма. Автор презирает трусов и предателей и любуется гордыми, сильными, человечными героями, умеющими сохранять достоинство при самых тяжёлых обстоятельствах. Художественная манера рассказов сборника характеризуется необычайной сдержанностью, переходящей в лаконизм. Владислав Кураш пишет просто, но за этой простотой скрывается сложное содержание, большой мир мыслей и чувств, как бы выносящихся в подтекст. В своих рассказах Владислав Кураш умело выбирает наиболее важные, характерные события, слова и детали. С первых строк чувствуется умение передать богатство чувств, трагическое, социально и психологически насыщенное содержание через внешне обыденный факт, незначительный разговор. Языку рассказов присуща порывистая экспрессия, возникающая на основе резкого сочетания контрастов, их быстрой смены и переходов: контрастных форм выражения - страстного и сдержанного описания, обличительной патетики и язвительной иронии; контрастных настроений - меланхолического, восторженного, полного отчаяния; импульсивного членения текста и т. д. Основной темой рассказов, прежде всего, является тема трагичности судьбы простого человека. Душа его рассказов в действии, борьбе, дерзаниях. Литературный стиль Владислава Кураша уникален. Манера изложения - это часть его личности, его биографии. Его проза - это канва внешней жизни людей, бытия, вмещающего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений. Автор стремится как можно больше объективизировать повествование, исключить из него прямые авторские оценки, элементы дидактики, заменить, где можно, диалог монологом. Композиция практически всех рассказов отличается сюжетной разорванностью. Автор не вдаётся в подробное жизнеописание героев. Они сразу выступают перед читателем как люди действующие, живущие в настоящем отрезке времени. Что касается их прошлого, то о нём говорится только изредка, а то и совсем не упоминается. Также неопределенно и их будущее. Его герои часто появляются неизвестно откуда, и неизвестно, каков будет их конец. В рассказах встречаются скупые, но необыкновенно рельефные пейзажные зарисовки. Они подчеркивают смысловую композицию произведения и обогащают его художественную палитру. Автор использует пейзаж, чтобы подчеркнуть напряжённость происходящих событий, психологизм переживаний, создать настроение произведения. "Выход есть" - это рассказ о судьбе поколения, и в то же время рассказ о себе. Мир ломает каждого, а тех, кто пытается сопротивляться, он уничтожает. Он уничтожает всех - и самых добрых, и самых нежных, и самых храбрых, всех без разбора. По мнению писателя, смерть, внезапная насильственная смерть лишь раскрывает в человеке всё то лучшее и всё худшее, что в нём есть. Вероятно, поэтому писателя притягивает та зыбкая грань между жизнью и смертью, по которой скользит судьба. Но автор не поэтизирует смерть, он ненавидит её. Моральная несокрушимость - по мнению автора это главное качество, которое возвеличивает человека, делает его настоящим человеком.
Алёна Гордиенко