В России, стране расположенной на громадной территории и имеющей многомиллионное население, при жизни редко оценивали по заслугам достоинства и талант человека. Должно было пройти немало времени, чтобы о его жизни и творчестве начинали говорить соответственным образом. В последнее десятилетие, благодаря изменению отношения к нашему прошлому начали возвращаться из небытия многие незаслуженно забытые фамилии людей, которые отдали все свои силы и талант на процветание нашей страны.
К таким, незаслуженно забытым фигурам относится и Ф.Ф. Тютчев, сын великого русского поэта Ф.И. Тютчева и Елены Александровны Денисьевой, который всю свою недолгую жизнь посвятил служению двум богам: Марсу и Аполлону. 35 лет отдал Тютчев служению в армии, успешно совмещая ее с литературной деятельностью.
Можно сказать, что не только Федор Федорович Тютчев – в той или иной мере причастными к литературе оказались и другие дети поэта. Анна Федоровна Аксакова-Тютчева оставила превосходные воспоминания и дневники, вышедшие в 1928 и 1929 годах под заголовком «При дворе двух императоров».
Дарья Федоровна была известна как писательница и переводчица. В Москве она издала несколько книжек для детей с рассказами из Священного писания, Ветхого и Нового завета. Ее работа о митрополите Филарете была издана в Лондоне на английском языке. Дарья Федоровна и Иван Федорович Тютчевы принимали активное участие в подготовке к изданиям литературного наследия поэта.
Екатерина Федоровна, как и ее старшие сестры, интересовалась вопросами образования в России, занималась журналистикой и переводами. Но самым одаренным в литературе среди них оказался, бесспорно, Ф.Ф.Тютчев. Современники отмечали, что в последние годы его творчества «в изящной словесности на темы военного быта он не имел себе соперников по силе выказанного таланта» унаследовав от отца «безупречный русский язык, беспретенциозность, красоту, пластичность изображения и редкую простоту замысла, рассказа» .
Начинал свой писательский труд Ф. Ф. Тютчев в сложное для России время. С убийством Александра П в марте 1881 года в стране началась неприкрытая реакция, наложившая отпечаток на всю духовную жизнь русской интеллигенции восьмидесятых годов. вызвав в её среде кризис идей, волну отчаяния и пессимизма. В определенной мере отголоски этого пессимизма мы встречаем и в первых произведениях молодого сочинителя, особенно заметны они в его стихотворениях. Большая часть произведений Тютчева была написана в своеобразной пограничной полосе развития русской литературы, когда для нее кончалась эпоха безраздельного торжества старого критического реализма и начиналась эпоха российского модернизма в форме декаданса, символизма, сменовеховства и т.д. На этом фоне особенно явственно проступает эстетическая свежесть повествования Ф. Ф. Тютчева.
Впервые к творчеству Ф.Ф. Тютчева, спустя 70 лет после его смерти, обратился известный тютчевед, автор монографии «Тютчевы (преданья русского семейства)» Г.В. Чагин, которому как военному корреспонденту, воспитанному в семье пограничника, была близка эта тема. В 1985 году он переиздает роман Ф.Ф. Тютчева «Кто прав?», а в 1990 году в книгу вошли два романа «Кто прав?» и «Беглец».
Творчество Ф.Ф. Тютчева можно условно отнести к русской военной прозе XIX века, у истоков которой стояли «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Письма русского офицера» Ф. Глинки. А при отнесении к военной прозе художественных произведений доля условности этого определения возрастает. Напомню читателю, что описание событий, непосредственной связанных с военными действиями или буднями воинской службы, мемуары, очерки очевидцев, дневниковые записи еще не так давно были уделом истории.
Участник двух войн, русско-японской и первой мировой, находившийся на передовых рубежах действующей армии, Ф.Ф. Тютчев прошел нелегкий путь от вольноопределяющегося до полковника и находил время для написания своих ярких, несколько детективных романов, повестей, рассказов, стихотворений и эссе наполненных живыми героями и участниками событий тех мест, где доводилось служить Тютчеву. Он был военный бытописатель, в произведениях которого события реальной жизни перемежались с событиями им созданной художественной прозы.
Прослуживший в армии практически всю сознательную жизнь, военную тематику он черпал из собственного опыта. Ценно то, что он, пожалуй, первый из русских писателей так полно показал читателю в своих произведениях жизнь пограничников и таможенной службы России последней четверти девятнадцатого века. Почти во всех его произведениях есть элементы биографии, в них чувствуется непосредственное присутствие автора.
«В сердце могучие звуки растут…». Эта строка из стихотворения Федора Федоровича определяет силу характера и секрет его творчества. Князь Мещерский писал о том, что «самое ценное счастье в жизни – это иметь хороших родителей» . К сожалению, это счастье было не дано Федору Тютчеву. Так сложилась его жизнь, что четырехлетним ребенком он остался без матери, а к 13 годам – круглым сиротой и путем неимоверных усилий, твердости духа и характера, многого добился в жизни. Может быть поэтому, лишенный в детстве материнской ласки и заботы он наделяет героинь своих произведений необыкновенной красотой, умением любить и быть любимой.
Он мог бы быть главным продолжателем писательской династии Тютчевых, наследником литературной известности семьи, не будь он незаконнорожденным сыном своего отца...
Родился Ф. Тютчев 11 октября 1860 года в Женеве, где в то время отдыхали его родители Федор Иванович Тютчев и Елена Денисьева. Сын действительного статского советника и родовитой дворянки, хотя и получил, как и двое других их детей, фамилию отца, тем не менее, как незаконнорожденный, на своей настоящей родине был приписан к мещанскому сословию Петербурга. Он рос слабым и болезненным ребенком и постоянно требовал дополнительных забот. Тогда то у Елены Александровны, его матери, появились первые признаки чахотки, которые она тщательно скрывала. После рождения третьего ребенка – сына Николая весной 1864 года, болезнь Денисьевой быстро прогрессировала и в августе 1864 года она умерла. Это было первой большой трагедией для неустановившейся психики четырехлетнего ребенка, и навсегда запечатлелась в его памяти.
Федор Иванович тяжело переживал смерть Елены Александровны. Сразу постарел на несколько лет и еще больше замкнулся в себе. В октябре 1864 года с чувством позднего раскаяния он пишет А. И. Георгиевскому, мужу родной сестры Денисьевой: «Не живется, мой друг Александр Иванович, не живется... Гноится рана, не заживает......» .
Дочери Тютчева приняли участие в судьбе оставшихся без матери детей. Между сестрами и Дарьей Ивановной Сушковой, сестрой Федора Ивановича, идет активная переписка. «Дарья думает, что лучше всего было бы поместить их в какой-нибудь хороший пансион в Швейцарии, где девочка получит здоровое воспитание, а мальчик будет подготовлен к тому, чтобы в дальнейшем зарабатывать средства к существованию», – пишет Е.Ф. Тютчева Дарье Ивановне Сушковой из Аркашона 31 августа 1964 г .
Возможно, если бы так они поступили, то все трое детей были бы живы. Зная характер брата, Дарья Ивановна не совсем уверена в постоянной заботе Федора Ивановича о детях, и свои сомнения высказывает Е.Ф. Тютчевой: «Я верю его раскаянию, его отчаянию, но при этом я, увы, убеждена, что он же первый будет пренебрегать этими тремя детьми, забывая о них» .
Так оно и вышло. Через год после смерти матери от скоротечной чахотки умерли четырнадцатилетняя Елена и годовалый брат Николай, и Федор остался один из этой несчастливой семьи. Даже усыновление давало мальчику слишком мало прав в том обществе, где он воспитывался. На долгие годы эта незаконнорожденность станет постоянным предметом озабоченности будущего писателя.
Живой, любознательный, с доброй и отзывчивой душой, Федор рос сначала в Петербурге на руках старой няньки, с которой мать, умирая, взяла клятву беречь и любить его как родного и тётки его матери А. Д. Денисьевой, которую страстно любил и звал «бабушкой», (о чем писатель потом штрихами напишет в своем первом романе «Кто прав?»). Чрезвычайно болезненный Федор остался жив благодаря «самоотверженному попечению и уходу» няни за ним.
Пришло время обучения в лицее и, по настоянию отца, десятилетнего сына отправят в Москву, к старшей дочери поэта А. Ф. Аксаковой-Тютчевой, не имевшей своих детей.
Решено было определить Федора в лицей Каткова. Устройством Федора в московский лицей занимался Александр Иванович Георгиевский, муж сестры Елены Александровны Денисьевой. Он был в это время ближайшим сотрудником М.Н. Каткова (учредителем лицея в Москве), и соредактором его в «Московских ведомостях».
Непоседливый Федор не всегда радовал успехами в учебе, часто болел. Редки были и встречи его с отцом. Позднее Федор Федорович писал: «С моего отъезда в Москву в 1870 году и до смерти Ф(едора) И(вановича) (1873) я видел его два раза. В первый раз в Лицее цесаревича Николая , в Москве, куда он приехал ко мне, а второй незадолго до его смерти в Петербурге...» .
Федору не исполнилось и тринадцати лет, когда он, дворянский сын в мещанском звании, остался круглым сиротой. После смерти матери оставшийся без нормального воспитания, он теперь и вовсе лишился родительской ласки и понимания. Живя в семье Аксаковых, мальчик рано пристрастился к чтению, тем более, что у них была обширная с любовью собранная библиотека. Любимыми героями Федора всегда были люди мужественные, сильные духом и телом, настоящие патриоты своей родины. Может быть, тогда и началось формирование характера Тютчева.
Через пять лет после смерти отца, который оставил деньги семье Аксаковых на образование сына, восемнадцатилетний Федор Тютчев, окончил Лицей. В 1877 году, по совету А.И. Георгиевского, Федор был отправлен Аксаковым для получения высшего образования в Лейпциг, в один из известных частных немецких пансионов. Год проучился в русской группе Лейпцигского университета, но, видимо, и там что-то не получалось. В юноше, почти мальчике с хрупким здоровьем, ранимым самолюбием, проснулся дух противоречия. «Из Феди не сделать ни ученого, ни дельного человека, – писал по этому поводу Аксаков в Прагу архиерею русской православной церкви А.А. Лебедеву, на которого, как на педагога, рассчитывал Иван Сергеевич, – но можно пожелать ему, надо надеется, не стать бездельником или негодяем» .
Это были годы волнений среди немецкой молодежи и движимый общим порывом, к одному из нелегальных студенческих кружков примкнул и русский студент Федор Тютчев. Видимо, не без помощи полиции, весть об этом вскоре дошла до Москвы. По просьбе семьи Аксаковых, за юношей отправляется А.А. Лебедев и вскоре Федор Тютчев оказывается в Праге, где его еще год в семье священника будут воспитывать в духе послушания и прилежания. Так и закончились студенческие годы Ф. Ф. Тютчева. К сожалению, жизнь его в Лейпциге, да впрочем, как и вся его биография, мало известна. «Он сам не любил об этом вспоминать, так как, будучи впоследствии военным, естественно считал свои юношеские увлечения несколько предосудительными. Но, во всяком случае, время его пребывания среди революционной молодежи Лейпцига наложило на него отпечаток, и он всю свою жизнь сохранял либеральный образ жизни, не будучи в силах мириться со многими порядками, царившими у нас в царской России», – писала младшая дочь Ф.Ф. Тютчева, Надежда .
В 17 лет, по своему физическому развитию казавшийся 14-летним, Федор, между тем, стремиться в Петербург под опеку бабушки, А.Д. Денисьевой, уже дряхлой, доживающей последние годы. Но уж туда-то Аксаков как раз и не хотел его допустить. Он пишет, что, оказавшись в Петербурге, Федор опять попадет в «гнусную среду своей бабушки», избаловавшей и испортившей его в детстве, «снова свяжется со всякими старыми девицами, приятельницами Денисьевой, весьма враждебно расположенными к законной семье покойного Федора Ивановича и к нам с женою в особенности…» .