О книгоедстве
Чудак человек, кто ж его посадит он же памятник.
Фраза из фильма «Джентльмены удачи».
Ироничный эпиграф. Автору в принципе свойственно думать иначе.
Ну а я б кой-кому засветил кирпичом. Игорь Тальков.
1
Цивилизация и культура, сколь многое для нас на сей-то час уже обрели, причем как ради тех, кто давно почил, просто отжив свой век, да так и во имя людей грядущих, наших с вами более чем в отдаленном же будущем еще наследующих Землю потомков.
То есть наши духовные ценности принадлежат и тем, кто в его телесном, физическом облике на этой земле объявится довольно нескоро.
И вот уж оно как - все главные основы общественного сознания наших пока еще не народившихся праправнуков, в общем и целом закладываются в их несуществующем на данный момент сознании уже нашим-то сегодняшним днем, в это наше до чего непростое время.
Так что, каковыми только еще когда-нибудь окажутся их душа, и совесть в целом зависит от нас и нашей духовности.
Цивилизация и культура - это собственно говоря, две переплетающиеся вверху ветви обыденного и повседневного, по сути-то сказать житейского существования (однако корни их между собой ничего такого существенно общего и вовсе-то не имеют).
Они берут свое внутреннее сколь различное начало от всепоглощающего устремления к чему-то воистину высшему и благостному, в самом прямом смысле отчасти нынче уж утраченного духовного восприятия, но в точности так и от вполне естественного желания еще больших вполне зримых удовольствий.
2
Оба эти неизменные направления человеческого бытия, привнесли в наш мир немало истинных средств, в их изначально благостном, искрящемся дивным светом предназначении, поскольку присутствуют они в нас как ради нашего всеобщего преуспеяния, да так и во имя культурного облагораживания условий нашего простейшего, повседневного существования.
Однако сколь много в этих благих начинаниях рода людского чисто иллюзорного и ненаглядного только по его внешним, выпуклым признакам, а не по сокровенным свойствам степенного величия во всем истинно духовного начала.
Все дело в том, что внешне яркое добро в современном человеке зачастую экранирует скрытое в нем величайшее зло слепой и сытой уверенности, в своих неиссякаемых силах управлять этим миром по одному только своему собственному желанию и сколь уж ясное дело всенепременному хотению.
А основным каноном всякого мыслящего бытия стала великая литература, однако она и по сей день при всей своей мудрейшей сути, до чего далека от всего же приземленного, насущного, грязного в весьма серой наглядной обыденности простых вещей.
Еще вот и потому, что довольно часто она пишется людьми, живущими на вольных хлебах, ну а отсюда, как и понятно все столь рьяно выводимые ими линии радужных иллюзий, имеющие (весьма малое, да и то вскользь) хоть сколько-то реальное касательство к той самой полноценной и объективной реальности.
3
Часто людям пишущим литературу приходится надеяться на одно чудо, что может и принесет им в своем клюве кусочек сколь долгожданного хлеба.
Это самым что ни на есть явственным образом, отображается и на их духовности, творческом пути, а у людей мелкотравчатых оно буквально цветет и пахнет мукою достучаться до издательских дверей, то есть туда, где хлеб насущный раздают.
Истинных гениев литературы то нисколько же не касается, но их-то раз-два и обчелся, а вот желающих прокормиться на пышной ниве художественного вымысла их вот буквально-таки пруд пруди, а потому совершенно же непонятно почему это любые изданные книги должны вызывать в человеке суеверный трепет?
Достойные ИМЕНА на обложках должны его вызывать - это верно!
И ОДНИМ ИЗ ЯРЧАЙШИХ НЕДОСТАТКОВ литературы может смело быть назван чопорно чистоплотный эстетизм...
4
Мир он пока еще очень, по сути, грязен и его еще только лишь предстоит долго и тщательно чистить, но ведь не поганой же метлой, потому что так ничего толком совсем не добьешься, нет действовать надо легким или же тяжелым соприкосновением с теменью и грязью. Если это не будет вовремя сделано человечество, еще явно так ждет весьма скорое культурное вырождение...
Весьма отчетливо предначертанное миру писателем Уэльсом в его книге «Машина времени».
Его образы не чисты от житейского и популистского упрощения, однако они вполне реальны в неведомом только вот выжидающем своего часа будущем нашей ничем пока всерьез этак не обеспокоенной человеческой расы.
Ее, пожалуй, более всего гнетет скука и отсутствие свежих впечатлений от посеревшей из-за отсутствия всяких головокружительных приключений жизни.
5
Мы отодвинулись от природы высокими стенами своих домов, и вот надо же нас стала одолевать тоска по чему-то не обыденному, каждый глушит ее в себе, как только может.
Ведь все средства, как говориться, тут вполне хороши - это и алкоголь, и бесконечное подглядывание как в щелку за чужими соитиями.
А, кроме того, тут на помощь приходит искусство, уводящее человека вдаль от всяких житейских суровых реалий, заставляющее его полностью отвернутся как от свой души, так и от понимания истинных нужд всего общества.
В данном случае подобная псевдоинтеллектуальная жвачка - это попросту дрянное зеркало кривоокой фантазии пытающейся красивостью замазать серость всех обыденных будней.
6
Кроме того такого рода искусством как правило навязывается серо-белое восприятие людских поступков, темных пороков в области нравственности (про уголовно наказуемые деяния тут никто ничего не говорит).
А между тем далеко не всегда всему может быть дано простое, убедительное и естественное объяснение, а это значит, что в сложных случаях должны быть выяснены побудительные причины и главное без тупого зазнайства, а также напяливания на чужую душу своего собственного отвратительного багажа, как это в действительности довольно часто же делается.
Нет возможности растопить лед в чужой душе много в ней темного и просто несветлого ярлык на человека рано бы вешать.
С некоторыми очень уж светлыми, буквально светящимися изнутри добром людьми в серьезную переделку попадать вовсе ж не стоит... предадут, будут спасать свою собственную шкуру и так далее...
И это реальная жизнь, а не книжные о ней домыслы.
7
Даже вот далеко не худший мир литературы очень уж чрезмерно четко разграничивает злодеев и святых мучеников их козней или вот одним только цветом описывает мужественные поступки всевозможных истинных героев...
Связующая нить повествования к тому буквально обязывает...
...а между тем человек, он существо цельное, и растаскивать его душу на какие-то отдельные составляющие совсем уж оно ни к чему.
Да только как же часто разбитная в смысле недалеких нравственных поучений художественная литература так вот и рвет правду о человеке на самые мелкие лоскуты, выпячивая в нем все наиболее подходящее для его полноценного отображения, ну а все в нем лишнее она, весьма тщательно этак упрячет по самым разным углам. Делать это как-либо иначе, то будет в высшей степени неприлично!
Столь неподобающе для его доподлинного отображения во всей так сказать неприязненной житейской плоти и крови!
А уж тем более ему не найдется места в художественном произведении, если чего-то в этой жизни до самой крайности просто вообще неудобно автору из-за его излишне лучезарного восприятия определенных человеческих черт, а также вот и нынче-то существующих явлений общественного бытия.
8
К тому ж он может попросту так посчитать, что простой обыватель его вообще нисколько вот не поймет, а значит только-то во имя его же наилучшего блага (обывателя) ему так обязательно надо будет хоть как-то, но подсластить всю эту пресную жизнь...
Ну а кроме того сладкие грезы и есть самый ходовой товар художественной литературы!
Их потому так вот и эксплуатируют все кому только не лень!
Честно заслужившие себе многовековую славу корифеи литературного жанра такими делами вовсе не занимались?!
Может и так, но и они тоже люди, а потому могли плодить иллюзии из самых благих на то намерений, то есть вовсе не затем чтоб на них уж разжиться.
9
Хотя снова хотелось бы то подметить, что и они отнюдь не из другого теста, а значит ничто человеческое, им нисколько не было чуждо.
К тому же безмерное богопочитание тоже подталкивало на «подвиг великомученичества весьма явственного преображения всей убогой действительности в некий иной, куда более достойный человеческого гения прямо-таки воистину светлейший облик.
А ведь пока еще предельно он иллюзорен и является чем-то слегка так вдали обозначившимся в виде отдельных чертежей, самым общим планом будущего братства всех людей после облагораживания рода людского путем более чем полноценного наращивания единой на всех высокой культуры.
10
А что вообще могли предложить миру классики мировой литературы 19 столетия?
Неужели один вот великий свой оптимизм, настоянный на величайшем полете фантазии, столь живо и ярко видимый ими в их неуемном самим собой растравленном воображении?
Приобрели-то они все эти новые духовные ценности из снов наяву тех совсем не в меру расчувствовавшихся при виде диковинных технических чудес западных доброхотов философов «судного дня» всей былой затхлой общественной жизни.
Однако то были одни ж явно шапкозакидательские настроения по поводу перемен к лучшему, в связи с новыми «великими» открытиями, состоявшее на 90 процентов из до сих пор так вот до самого конца внятно необоснованной эволюционной теории...
Хотя, в общем-то, было предостаточно блеклых намеков на принципиально иную, чем ранее картину мира!
Все эти веяния действительно продвинули людей, куда-то вперед, да только по большей части в чисто техническом плане.
Однако всякие ростки духовности - цивилизация, если целиком и не глушит, то уж, по крайней мере, обязательно придает им вялый водянистый оттенок.
11
Прогрессивный подход ко всему зачастую оказывается смертным грехом запустения и забвения...
Неосуществимые цветные миражи восторженных надежд на светлое завтра попросту выжигают дотла все человеческое нутро.
Причем никто же не будет спорить, в теории все может быть верно, но с чистого листа нельзя затевать никаких преобразований.
Пусть вокруг ад достойный пера Данте, но это еще не повод, чтоб устремляясь к призрачным воротам рая переводить свой народ с третьего круга на шестой...
Большевизм даже и в своих самых крайних формах это только шестой круг до седьмого круга он дошел бы только вот от окончательной полнейшей вседозволенности общемирового владычества.
Да только зачатки дурманящих души страстей по выпрямлению кривого пути человечества следует все же искать в Садом и Гоморре интеллигентских дискуссий обо всем, что надо б обязательно этак полностью же сокрушить, да разрушить во имя воплощения духовной свободы и укрощения клопиного рабства - высасывающих народную кровушку дрянных паразитов.
12
Причем вполне ясно, что вместо серого настоящего в последующем бесклассовом обществе действительно вырисовывались черты истинного светлого будущего, к которому надо будет идти медленно и без рывков и может даже, что не одну только пару другую последующих тысячелетий.
Но ждать-то нам невтерпеж, а от этого и без того уже долгий путь только еще удлиняется и есть же подобная вероятность, что неразумное 20 столетие оно быть может, удлинит его этак лет на 500, если конечно не более...
Слепок начертанного во снах о грядущем будущего нельзя его впрямь так использовать в виде отмычки, дабы чересчур оторванным от реалий мечтателям стало возможно в нем очутиться, буквально-таки выпорхнув сверкающими глазками из всего этого нашего настоящего...
Это ж совсем не путь светлого ума, а скорее способ взломщика и вора и кто-то уж обязательно еще проскользнет за спиной у тетеревом на току вещающего интеллигента.
13
Лев Толстой, к наилучшему того примеру, хотел только-то научить людей обходиться без всяких войн, ну и чего только из этих благих намерений-то вышло!?
Уж не спонсировал ли он тем войну внутреннюю, кстати, вполне наихудшую из всех вообще когда-нибудь действительно возможных?
Где ж это видано, чтобы на обычном для всей истории военном поприще брат убивал брата, а сын родного отца...
И как же это все остановят погрязшие в непротивлении злу сеятели и пахари истинных грядущих благ нового свободного демократического мира?
Сумеют ли они достучаться до морально выпотрошенного бесконечной суровой правдой народа?
Ответ, конечно же, отрицательный.
14
И то, кстати, является более чем непреложным фактом, что именно Лев Толстой он и насытил российскую интеллигенцию непротивлением злу, а в результате она погрязла в полнейшем бессилии пред кровавым террором осатанелого от своей полнейшей безнаказанности большевизма.
А между тем, когда страну к нему только еще же явно кренило, ее вполне так можно было от этой напасти как-нибудь да уберечь, и что ж серьезно этому помешало?
Ну так в немалой степени именно та чуть ли не утробная проникнутость интеллигенции идеями, вычитанных ими из книг Льва Николаевича Толстого, а также и Чехова Антона Палыча.
15
Эти писатели вольно или невольно воплощали в жизнь идею вассального российского государства, которое, видите ли, недостаточно склонялась в ниц, пред передовыми (а уж в особенности в области интриг) европейскими державами, что всегда в сфере внешних взаимоотношений держались политики вероломства, коварства и хитрости.
А чистопородный, возвышенный идеализм был для них весьма лакомым куском земельного пирога...
Использовать его без остатка, а затем и раздавить в пыль!
А почему бы и нет, если представители духовной элиты некой средневековой державы живут фактически на облаках.
Зиждилось все это на том, что воздействие на российские умы гигантов общемировой мысли было буквально ужасным.
Лев Толстой, Чехов и Достоевский плетясь в хвосте широких общественных настроений, подточили основы общества, не ведавшего тех границ, где внутренняя свобода переходит в охаивание всего и вся...
16
Ведь существует и такой весьма немаловажный аспект, как само по себе закабаление людей и без того уже имевших довольно смутное представление о всякой в этом мире реальности, тяжеловесными догмами вящей ирреальности, в которой им действительно так хотелось бы жить и обитать.
Более того чего там греха таить взять бы да подогнать под давно так уже позаимствованные из светлых дум постулаты буквально весь как он есть существующий порядок вещей.
И в этом им довольно серьезно помогли люди, безоглядно отвернувшееся от реалий, познав всю их гиблость (для духа) серость и никчемность...
Тот же Лев Толстой находясь у себя в имении, буквально погряз в форменном прекраснодушии, а значит и отображение им людского быта во многих его бессмертных произведениях при всем их значении, и великих литературных достоинствах вовсе же небезвредны.
Причем в особенности, прежде всего для тех, кто не умеет провести четкую и явственную межу между творческой фантазией и реальной жизнью.
И это так поскольку в душе многих российских интеллигентов возвышенное искусство стало занимать до некоторой степени слишком уж излишне главенствующее место.
17
И ведь не только в виде задушевных изысканий человека, старающегося соприкоснуться с миром прекрасного, но и в простейшей серой обыденности, вытесняя сиюминутные реалистичные картины жизни, выдуманным миром до чего светлых о ней фантазий.
Но конечно в том не было бы беды, кабы не зло прекрасно умеющее мимикрировать, и подделываться под истинное историческое добро.
Дикая гниль бесчеловечно подлой задушевной корысти при таких делах объявляет своими цели излишне доверчивого добра.
Дико извращая и доводя до безумного радикализма, сами как есть прямодушные либеральные принципы, подлое зло частенько отлавливает яростных носителей добра за воротник, силой принуждая их «отслужить панихиду» по их стародавним представлениям о чести и совести, а тем и перерождает свет их благородной души в некое иное, новое качество.
18
Конечно, все это так нетипично для воистину достойных людей, однако, плохо, коли они акромя себя ну совсем никого вот не знают, а главное знать не желают, и вовсе не признают за достойный всякого уважения авторитет.
Это приводит к весьма трагичным ошибкам в оценке всего вокруг происходящего, а там уж недалеко и до того чтоб податься в услужение к нахмуренным бровями холуям тупой идеологии всеобщего торжества в упорной борьбе...
И кстати жизни вообще свойственно глобальное несоответствие всем наскоро выдуманным о ней красивым мыслям, в основе которых положен каприз безропотного благоволения своему сколь уж однобокому уму.
Как правило, он послужит причиной для чистых, совсем так незамаранных в самых разношерстных коллизиях дланей, а также всецело приводит к безмерно восторженным ожиданиям, неких скорых, весьма благих перемен.
19
А ведь вся эта благостная восторженность в цепях сладостных ожиданий это ж та самая явная расхалаженность в тесной связи с хорошо устроенным бытом...
Хотя на деле истин без словесных баталий в их честь нигде же их не бывает, а на деле случается только одно прозябание в луже радостных и светлых надежд и благостных намерений, поскольку, где-нибудь далеко впереди вот-вот забрезжит яркий свет, но заря - это или закат, так сразу не разглядишь.
Но хочется ж верить во что-то действительно славное и доброе, да только именно безотчетная вера людей и погубит, поскольку, хотя без нее и нельзя, но надобно напрягать ум, а не только верить.
А, кроме того, не надо бояться схлестнуться в ярой борьбе с теми, кто топчет ногами новое, исподволь вытравливая его дух из всех уже имеющихся, а также вновь возникающих общественных начинаний.
20
Вот только борьба - эта должна вестись исключительно по возможности с чистыми мыслями, а то, как-либо впрягшись в нее грязными и закулисными методами, чистые люди сохраняют свой внешний облик, но теряют все свои истинные духовные черты.
И схороненная в темном углу житейская грязь, обязательно же найдет себе выход, а потому и окажется внутри чистой и светлой души.
И ее более чем успешное укрывательство от внешнего света, зачастую позволяет слащавым интеллигентам, сохранить их нежные ручки в девственно идеальной чистоте.
А ведь надо б им принять участие в очищении нужника общественной и социальной клоаки, не брезгуя никакими там булькающими мерзостями.
21
Конечно, от соприкосновения с ними руки вмиг станут грязными и мозолистыми, зато душа будет дышать тем же воздухом, что и весь остальной народ...
И вот чтоб реально добиться того о чем писал Иван Ефремов в его романе «Лезвие Бритвы» нужно было б нисколько же не бояться якшаться со всякого рода дурно пахнущим сбродом, однако ж стараться ни в чем не уступать дорогу сколь часто пахнущей дорогими духами человеческой плесени.
Она часто идет окольными путями, где с ней тягаться, не испачкавшись совсем же не выйдет, но если уступать дорогу, то душу в розовом сохранить можно, но совесть вместо множества истинных цветов оставит только два черный и блестяще белый.
Нет, конечно, лезть во всякую грязь в том вовсе нет такой уж большой нужды в обыденные часы ничем не потревоженного житейского существования.
22
Однако может уж скоро серые массы во всем этом мире тем-то значится чудесным омовением во все, как и понятно светлое, и воистину сияюще доброе еще, как это они ясное дело сумеют переменить всю имеющуюся в них обыденную обеспокоенность на те вызывающие у некоторых сколь далекие от реальности личностей неописуемый восторг... непобедимые, возвышенные идеалы?
Может быть со временем да!
Однако все равно на данный день пошлую неестественность грязного мещанского быта нисколько не вытравишь пахнущей фиалками прекраснодушной искусственностью.
Лучшее в людях надо воспитывать, а не вытравливать в них злое каленным железом.
А кроме того еще не лить им за ворот дифирамбы обо всем на свете утонченном и высоком потому что в нем зачастую слишком уж много аморфного и искусственного, а вовсе не искусного.
Вот что можно привести в качестве подтверждения ко всему вышесказанному.
Иван Ефремов «Лезвие Бритвы».
«Самый великий подвиг искусства вырвать прекрасное из жизни, подчас враждебной, хмурой и некрасивой, вложить гигантский труд в создание подлинной, безусловной, каждому понятной, каждого возвышающей красоты. Мало этого, тебе придется бороться со все распространяющимся влиянием бездельников, думающих ловким трюком, фокусом, удивляющей безвкусных глупцов выдумкой подменить настоящее искусство. Они будут отвергать твои искания, глумиться над твоим идеалом. Сами неспособные на подвижнический труд настоящего художника, они будут каждый найденный ими прием, отдельное сочетание двух красок, набор мазков или удачно найденную светотень объявлять открытием, называть элементом мира, не понимая, что в нашем ощущении природы и жизни нет ничего простого. Что везде и во всем сложнейший узор ткани Майи, что наше чувство красоты уходит в глубину сотен прошедших тысячелетий, в которых формировалась душа человека! Отразить эту сложность может лишь подлинное искусство через великий труд».
23
И вот во имя того чтоб он не оказался в конечном итоге сизифовым нужно б суметь в этом сколь элементарном, простеньком практически у каждого из нас неизменно греховном естестве, так вот и перепачкаться буквально во всех нечистотах жизни, и только-то и всего...
Однако надобно приучиться, пусть иногда, и вполне так возможно только-то вскользь, а все же вполне так реально соприкасаться со всем жизненным сором высокими сторонами своей тонкой духовности.
Поскольку если это будет как-то иначе - то яснее нет, что тогда это еще ведь обязательно отравит человека ядом лжи и лести, сделает его грязным прислужником чьих-то чуждых настоящему искусству интересов.
И вот значится, вслед затем некоторые представители творческих профессий с самой искренней, и довольно детской наивностью смущенно объясняют всю эту свою большую востребованность пошлостью и мраком, а между тем все это является элементарной ложью, простой уловкой, самообманом и вовсе не более того.
24
Всякий социальный заказ искусству может быть, кем-либо осуществлен только в меру его действительной продажности, а как-либо иначе ему собственно никогда уже не бывать.
Однако, зачем он кому-то вообще так уж надобен?
Дело тут в том, что бесхитростное упрощение жизни, следуя наиболее удобному к тому изгибу, есть естественное продолжение повторения в области духовности тех самых удобств, что всем нам создает быстро и легко уносящий нас вдаль от всякой естественности всесильный технический прогресс.
25
Массам хлеба и зрелищ, это понятно, а что же тогда патрициям?
Вот он ответ.
Технически подкованная как блоха мастера Левши цивилизация, само собой потребует стиля недоступного простым смертным всем духом своим, ограждающего возвышенных чувствами и разумом интеллектуалов патрициев от столь презираемого ими плебса.
Причем всегда же имеются те «деятели всеядного искусства», что с большим энтузиазмом осуществляют - этот социальный заказ, как в области философии, отдалившейся от мира реальности в некие метафизические бредни о сущности вселенского бытия, да так и литературных гениев, творящих исключительно для своих, а не для всех людей на белом свете.
А если искусство себя продает или предназначается для одних только избранных, то из него не окажется, хоть сколько-то затруднительным еще этак вылепить удобный для всякой тоталитарной власти действительно нужный ей инструмент по возвеличиванию ее идеологии, при помощи талантливых художников и скульпторов, так как труд их максимально нагляден и прост для его вполне естественного восприятия.
А ведь они живут той же отрешенной жизнью, что и все боги Олимпа возвышенного искусства, и с него страдания масс иногда и вовсе-то неприметны.
Ну а сие вполне означает, что они могут более чем искренне создавать плакатную, трафаретную действительность, именно в том виде, в котором она окажется более чем удобной в их Богом забытой стране в ней власть всем предержащим.
26
А люди сколь уж возвышенные пускай себе всласть наслаждаются своим недоступным невежественным массам искусством, а народ его еще и специально будут обкармливать пошлостью ради извечного поддержания в обществе всегда одного и того же вполне устоявшегося состояния, при котором и существует повседневное расслоение...
Это-то и есть то, что сегодня происходит в России.
Пошлость народу вот новый лозунг современного российского шоу-бизнеса.
И вот смотря вертикально вверх на воспарившую духом своим интеллигенцию, чиновники от современной культуры, потирают руки, и до чего при этом они самодовольны!
Однако - это касаемо только же тех, кто в силу своей эгоистичной элитарности действительно малодоступны для понимания абсолютного большинства, ну а тех, кто видят этот мир несколько иначе, как-то по своему тоталитарное или даже пост-тоталитарное общество не потерпит и затравит из-за всех своих сил.
Ведь это же именно в тесной связи с данным ужасающей силы фактором по отношению к шагающим не в ногу в нужном для «народной» власти направлении, в прошлом применялись по своему довольно убедительные бульдозеры...
это-то и был тот самый наглядный аргумент в споре о том, каким именно должно быть вполне так устоявшееся реалистическое искусство.
27
Абстракция, как форма чересчур уж вширь и вкось раздавшегося искусства от этого нисколько пострадала, а скорее, наоборот, от этого она еще, к сожалению, выиграла, более всего-то и разрослась, произошло это собственно оттого, что американские политические деятели из своих прагматичных, политических соображений подставили ей плечо.
А между тем вовлечение любого рода искусства в политические игры всегда чревато его опошливанием, смешиванием с грязью...
То есть СССР и чужую культуру извозил в идеалистических нечистотах, не только свою.
28
А замарать великих или же утопить их в тюремной параше то, ведь и было мечтой очень уж развитого тоталитаризма... и вовсе не похоже, чтоб и сегодня она так уж совсем отмерла.
И если нельзя так уж запретить истинное массовое искусство, поскольку от этого оно не в меру бы захирело, то вот не дать ему увидеть мир, то было же проще простого.
Фильмы, их клали на полку именно по этому славному принципу.
Все имевшееся вмешательство сатрапа СССР в великое духом творчество исходило от одного его многоцелевого устремления не допустить истинной подлинности, а одной лишь удобной начальствующему взору приглаженной наглядности во всех ее сознательно извращенных формах не существующего в реальности вычурного бытия.
29
Пейзаж сегодня, слава Богу, сменился, но реальность в настоящее время еще поболее, чем когда-либо прежде старательно залепливают грязью, так как чего-нибудь получше этого «народного средства» попросту не существует в природе.
Достаточно перевести хорошую книгу в дурном ключе и вот уже она послужит совсем иным целям, чем было то, для чего она перво-наперво предназначалась самим ее автором.
А кроме того массовое искусство вообще специально низводят до трафаретно праздничного уровня и вовсе не потому что народ его никак же иначе совсем не поймет, а прежде всего для сверхискусственного облегченного восприятия всей этой нашей нелегкой жизни.
30
Причем духовный прогресс в этом вопросе во всем следует за тупоголовым техническим развитием.
Вот чего же это пишет об этом Иван Ефремов в его романе «Лезвие Бритвы».
«Создать, проявить, собрать красоту человека такую, чтоб она была реальной, живой, - это большой подвиг, тяжело. Проще дать общую форму, в ней подчеркнуть, выпятить какие-то отдельные черты, отражающие тему, ну, гнев, порыв, усилие. Скульпторы идут на намеренное искажение тех или иных пропорций, чтобы тело приобрело выражение, а не красоту. А изображение прекрасного тела требует огромного вкуса, понимания, опыта и прежде всего мастерства. Оно практически недоступно ремесленничеству, и в этом главная причина его мнимой устарелости».
А ведь нет ни малейшего признака устарелости в главном сегодняшнем устремлении, вот так-то запросто взять, да переложить все большие общественные заботы на чьи-то чужие плечи.
Во многом это сродни ремесленничеству в крайне важной области осмысления различных аспектов бытия, оно-то и пришло на смену разного рода сомнениям, раз уж теперь они к нам не к лицу...
31
И вот уже в новом виде возрождается стародавнее язычество, поскольку новая «кровохаркающая мысль» формирует в человеке, то самое главное, чего в нем давно уже не было, а именно веру во всесильных идолов, и они у нас теперь окажутся живые, а вовсе не деревянные.
И вот значиться, те кому не иначе как по этому принципу и достались все бразды правления, им-то и было должно создавать весьма наглядные образы идеалистического толка, ради того чтобы стала наглядно видна вся благодатная суть их великого царствования.
А потому вся вящая монументальность востребованная от искусства этими обожествленными во плоти людьми-идолами... она и послужит сразу же «трем богам», во-первых, будучи таковой она подчеркивает обещанное многолетие данной власти, пришедшей на века, во-вторых, подтверждает ее жизнеспособность и великую мощь, а в-третьих, вызывает в ее подданных истинный трепет и восхищение.
32
И так оно было с самых древних времен, однако привилегированная каста тогда была еще довольно мала и даже, пожалуй, что крайне же незначительна.
Безмерно расширяющейся бюрократический аппарат есть самая, что ни на есть неизменная часть обыденного быта царства светлых и радостных обещаний совершенно иной, чем ранее жизни.
Однако речь тут идет вовсе не только о государстве разорвавших сковывавшие их путы рабства пролетариев...
Конечно, огромная бюрократическая машина была свойством любой расползавшейся по швам завшивленной коррупцией империи, что только лишь предвещало ее весьма близкий конец, а вовсе не начало, того самого нового ранее никем невиданного высокоидейного несуществования.
33
Почти для любой империи мелкие ее обыватели не более чем пешки на шахматной доске широкой общественной жизни.
Новоиспеченный диктаторский режим (в его нынешнем современном виде) он ведь все эти качества только-то укрупняет, а не создает нечто новое доселе совершенно невиданное во всей человеческой природе.
А также вот плодит он совсем уж ничего непроизводящих (кроме болтовни) бездельников в том самом прямом, великом же смысле!
Так что зря ведь к тому взвывал Антон Палыч Чехов, чтобы все этак разом взялись за физический труд... от этих горестно-сладостных воззваний, одни только благие намерения и остались, а уж сколь для многих, они так ведь окончились колонией строгого режима на обширной территории шестой части суши.
34
Диктаторский режим, объявивший себя всенародным под знаменем светлого учения, плодит властвующих над всей серой массой дармоедов, причем самым естественным для него образом, безо всяких извращений и отклонений оттого, что еще самым изначальным образом было в него заложено в той разрушительной несколько не созидательной, а также вот и невероятно лживой теории.
Ее принятие на ура проистекало от одного только буйства эмоций у возвышенных духом своим интеллектуалов, что весь мир этот мир захотели переиначить только-то к лучшему совсем же без крови, а также без пота и слез.
35
Им-то так уж оно показалось, что все ясное дело до крайности просто, достаточно будет сбросить с себя вериги прошлого существования и все придет к нам само, ну а на самом-то деле выходит, что этого же попросту нет!
Собственно говоря, сама эта их логика одно лишь порождение праздного и умиленного безделья в делах конкретного обдумывания сложных вопросов житейского бытия, и, кстати, расположено оно, далее всякой дали от всех истинных потоков общественного сознания.
Поскольку именно в угаре интеллигентских дискуссий о самых различных аспектах всевозможных перемен к чему-то и вправду несусветно лучшему куда-то сама собой исчезла всякая реалистичная ретроспектива жизни...
36
Все эти богоспасительные беседы носили тогда лишь тот вот весьма явственный характер так сказать бескрайне умиленных светлых надежд, а не воистину строгих логических построений.
Вот он пример тому из самого окончания романа Достоевского «Бесы».
«Мне ужасно много приходит теперь мыслей: видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней - это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века! Oui, cette Russie, que j'aimais toujours. Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы, вся нечистота, вся эта мерзость, загноившаяся на поверхности... и сами будут проситься войти в свиней».
Интересно только где ж это на деле видано...
Явного тут лишь одно, нет и сомнения в том, что великий писатель предался идеалистическим измышлениям весьма далеким от всего нашего истинного повседневного существования.
37
Но скорее всего, что он попросту вот поддался внешнему влиянию, поскольку российский либерализм 19 столетия весь пропах духами французской революции.
Ну а гильотина новоявленным радикалам показалась средством все ж таки не вполне так идеализированным, им, наверное, понадобилось чего-нибудь поновее, дабы всех до единого угнетателей со света разом уж сжить.
Их пылающий мозг не признавал постепенности и хорошо обдуманных, согласованных со всем миром решительных действий.
Им надо было все так сразу и сейчас, поскольку после окажется чересчур уже поздно, и так совсем невзначай могут обойтись и без их участия в великом и неспешном преобразовании всей этой нашей общественной жизни.
38
Пиши не пиши про то, что люди никак не смогут наладить весь свой быт кровью их сколь же мнимых угнетателей, есть ведь и такие, что всегда там себе отыщут весьма нужную лазейку, дабы избегнуть неизбежного провала всей их извечно грязной (от сырой землицы) логической линии.
Они под нее так вот все и закапывают, что только над ней возвышается в плане своего обыденного благоустройства.
Большевики, они, полностью-то очевидно, вообще-то вот возжелали этак переделать весь этот мир, дабы он стал одним лишь подпольем со всеми его суровыми законами и вполне тому соответствующим бытом.
Но дело-то отнюдь не только в одних отдельных личностях, а во всех «либералах дегустаторах» будущей свободы вообще.
Они ведь до чего возжелали освобождения от всех жестких рамок обыденности в примитивных условиях предыдущего 18ого низменного века, все также неразрывно связанного с первобытностью, что и все предыдущие навсегда бессмысленно ушедшие в прошлое столетья.
39
Однако будучи как-то несколько внешне завуалирована, первобытность вовсе не становится менее хищной, куда скорее наоборот технический прогресс и ударившаяся в элитарность современная философия, во всем поспособствуют тому, чтоб человек полностью утратил всякую жалость к ближнему своему.
А из этого вполне так следует, что он совершено всерьез будет относиться к нему как к некому вредному насекомому, которого чем его будет меньше, тем оно только будет действительно лучше.
И наилучшей вуалью на хищной морде дикости является общественное благо со всей строгостью вытекающих из него оргвыводов, что кому-то очень уж должно быть худо, поскольку он угнетает простой народ. Но, конечно, все эти неотесанно грубые слова, они ведь не более чем пустое мудрствование, поскольку все, что наглядно, буквально мельтешит у кого-то перед глазами, ну а к скрытой подоплеке вещей мало у кого к тому есть охота так уж действительно-то присматриваться.
40
Вот оно подлое угнетение уничтожить его и никаких гвоздей!
Тем более что именно к этому грамотного человека как магнитом тянула, как цивилизация, да так и надутая от всего вбираемого ею в грудь воздуха философская мысль.
Современное искусство, к примеру, так до сих пор подчас и занимается выпячиванием самых основных внешних черт человеческого сознания, а вовсе не глубоко затаенных в душе человека весьма тривиальных причин его широкого общественного поведения.
Разумеется, что вовсе же не всегда оно так, но таково уж массовое искусство, а именно оно в целом и формирует общественное сознание среднестатистических обывателей.
Именно с его помощью так вот и тешат беса больших и малых амбиций всякие черви буквоеды общенациональных и классовых устремлений к некому светлому будущему.
41
Эгоизм как основной стимул действий человека в нем несколько совсем-то уж затушевывается, а наружу, по временам, выпячивается некий великий долг перед родиной, и всем таким прочим столь уж на деле смехотворным пока к тому нет вполне явственной внутренней причины, а это, прежде всего тот же ЖИВОТНЫЙ эгоизм.
Главная задача нашей современности это сделать его эгоизмом развитым и полностью человеческим.
Ну чего тут поделаешь, если все вычурной красоты принципы - это одна только фальшь и явственная игра чьего-то воспаленного воображения, а человеком зачастую заправляет один только вот дремучий эгоизм, что жил еще в древних людях и его свойства, если к ним повнимательнее присмотреться, крайне нелицеприятны на свой внешний облик.
Об этом же пишет великий писатель Моэм в его публицистической книге, «Подводя итоги».
«Я пришел к выводу, что человек не стремится ни к чему, кроме собственного удовольствия, - даже когда жертвует собой для других, хоть он и тешит себя иллюзией, что тут им руководят более благородные побуждения».
42
Только вот удовольствие оно здесь вовсе ни всегда же бывает так уж причем!
Тут скорее требование от самого себя той жертвы, без которой человеку попросту нельзя будет обойтись.
Но это так уж не романтично и вовсе не героично!
А давайте-ка запрячем все низменное и скотское куда-нибудь совсем этак значит подальше, дабы его стало совсем никому уж теперь не приметить, говорит нам современная культура, а философия вторит ей, выдвигая на первое место государство, а вовсе не человека.
То есть, вполне естественное в людской психологии затушевывается в угоду светлым о нем мечтаниям.
43
Вот над этим искусство, да так ведь и прикладная философия сколь уж всерьез они поработали, а результатом стали жуткие социальные потрясения и не надо думать, что всему виной отдельные личности, их роль в истории становится значительной лишь после того как они оказываются где-то около бурлящего диким хаосом горнила власти.
Вот и сегодня даже если искусство и обнажает человеческие корни, то уж делает оно это аморфно, с душком святого пыла праздности, а вовсе не истинной попытки показать настоящие истоки всяческой добродетели.
А между тем вся ж такая вдоль и поперек исхоженная и изъезженная мерзкая грязь есть не более чем ее строительный материал, причем как внешний фактор, да точно так вот и внутренний.
В то самое время, как прекрасная задушевная чистота зачастую таит в себе черты страшных пороков и прежде всего порок святой наивности, а он-то один из наихудших в этой сколь непростой и нелегкой жизни.
44
Искусство создает воздвигнутый силами разума фильтр, однако кроме его действительно полезной роли, оно несет в себе и функцию очищения от грубого мира простецкой грязи, а это в свою очередь заменяет, золотую монету истины на медяк ложной святости из-за чьей-то явно так мнимой принадлежности к высотам духовных сфер.
Причем не само же искусство в этом столь уж и виновато, а куда скорее все-таки те, кто исповедуют мнимую возвышенность людей к нему хоть как-то издали причастных, только вот из-за того что они оказывается способны внимать ему всей их воспаренной от великих благ цивилизации душой.
45
Однако ж они зачастую и вовсе-то того не понимают, что стилизм есть одна наука выставлять наружу красивое по форме, а не по его внутреннему содержанию.
Внутреннее потребует всепоглощающего чувства сопричастности, а не одного того явного умиления одной лишь красивостью внешних форм.
В этом суровая разница между истинной фантазией и всевозможными уловками, зачастую пытающимися ее хоть в чем-нибудь заменить.
Происходит вот что: радость от всего светлого в жизни превращается в универсальный подход ко всей вселенной, которая резко упрощается в свете всецело эпикурейского к ней подхода.
На этой основе и вырабатывается понятие целесообразности, а оно в свою очередь приводит к колоссальной жестокости ранее никем и никогда просто невиданной, причем она совсем никого далее не ужасает именно из-за ее полнейшей элементарной обыденности.
А произошли все эти изменения в общественной психологии как раз вот из-за цивилизованной упрощенности квадратно-прямоугольных рамок современной общественной жизни.
Культурный человек, он ведь вполне способен выйдя из концертного зала перейти к другим, скажем так, куда более прозаическим вещам, например к устранению своего зарвавшегося конкурента по общей с ним области бизнеса или мало чему еще, куда только худшему...
46
Культура и искусство - людей ни в чем не меняют, а только делают их разностороннее, умственно развивают, что в случае с отъявленными негодяями однозначно усугубит тот и без того весьма явственный ущерб, что они будут способны причинить всему окружающему их обществу.
Вот хороший пример того как дикарь став культурным, но оставшись в душе полноценным язычником, становится благодаря приобретенным им знаниям, куда большим зверем, чем мог бы оказаться тот примитивный вандал, что с нею был вовсе же незнаком.
Джек Лондон «Морской Волк»
«- У Спенсера?! - воскликнул я. - Неужели вы читали его?
- Читал немного, - ответил он. - Я, кажется, неплохо разобрался в "Основных началах", но на "Основаниях биологии" мои паруса повисли, а на "Психологии" я и совсем попал в мертвый штиль. Сказать по правде, я не понял, куда он там гнет. Я приписал это своему скудоумию, но теперь знаю, что мне просто не хватало подготовки. У меня не было соответствующего фундамента. Только один Спенсер да я знаем, как я бился над этими книгами.
Но из "Показателей этики" я кое-что извлек. Там то я и встретился с этим самым "альтруизмом" и теперь припоминаю, в каком смысле это было сказано.
"Что мог извлечь этот человек из работ Спенсера?" - подумал я. Достаточно хорошо помня учение этого философа, я знал, что альтруизм лежит в основе его идеала человеческого поведения. Очевидно, Волк Ларсен брал из его учения то, что отвечало его собственным потребностям и желаниям, отбрасывая все, что казалось ему лишним.
Что же еще вы там почерпнули? - спросил я.
Он сдвинул брови, видимо, подбирая слова для выражения своих мыслей, остававшихся до сих пор не высказанными. Я чувствовал себя приподнято. Теперь я старался проникнуть в его душу, подобно тому, как он привык проникать в души других. Я исследовал девственную область. И странное - странное и пугающее - зрелище открывалось моему взору.
- Коротко говоря, - начал он, - Спенсер рассуждает так: прежде всего человек должен заботиться о собственном благе. Поступать так - нравственно и хорошо. Затем, он должен действовать на благо своих детей. И, в-третьих, он должен заботиться о благе человечества.
- Но наивысшим, самым разумным и правильным образом действий, - вставил я, - будет такой, когда человек заботится одновременно и о себе, и о своих детях, и обо всем человечестве.
- Этого я не сказал бы, - отвечал он. - Не вижу в этом ни необходимости, ни здравого смысла. Я исключаю человечество и детей. Ради них я ничем не поступился бы. Это все слюнявые бредни - во всяком случае для того, кто не верит в загробную жизнь, - и вы сами должны это понимать».
47
А ведь такой человек, веря в Бога, хоть чего-то на свете боялся, ожидал некой кары пусть ни на этом так хоть на том свете.
Однако вконец разуверившись в существовании каких-либо высших сил, то, что произошло с ним как раз таки вследствие грандиозных стараний агностической, новоявленной философской мысли...
Ну а кроме того он еще и, вобрал в себя всю ту великую веру в торжество царя природы над всеми прочими ее подданными, а потому в конечном итоге и стал акулой способной пожрать собой солнце.
48
И этому мы тоже вполне так обязаны толстенным фолиантам по ядерной физике.
Не иначе, как все в этом искусственно вознесенном над всей живой природой мире (от малого до великого) есть в той или иной мере сколь уж прямая заслуга самых разнообразных книг.
Они попросту имеют на современного мыслящего человека, буквально-таки магическое влияние, в связи с тем их свойством... удивительным их умением создавать удобную среду обитания для тех вот в благих целях умиротворения и уюта от всего мира отгородившихся людей.
Но вовсе ни одни только книги так уж и очерчивают собой весь образ нашего мышления!
49
Искусство, было создано, дабы всячески услаждать наши чувства, а тем способствовать нашему духовному развитию, как и всевозможному творческому обогащению.
А это стало возможным только благодаря разноликому сочетанию самых многогранных и безгранично прекрасных его видов не так уж редко, что вовсе же не нуждающихся в переводе с языка на язык.
Как, например, скульптура, архитектура, музыка, живопись, опера, балет, фигурное катание.
Великий писатель Иван Ефремов в его романе «Час Быка» указывает на все многообразие мира фантазии, а не только того, что уводит человека в совершенно иной мир, буквально вырывая его из лап заклятой повседневности.
«На Земле очень любили скульптуры и всегда ставили их на открытых и уединенных местах.
Там человек находил опору своей мечте еще в те времена, когда суета ненужных дел и теснота жизни мешали людям подниматься над повседневностью. Величайшее могущество фантазии!
В голоде, холоде, терроре она создавала образы прекрасных людей, будь то скульптура, рисунки, книги, музыка, песни, вбирала в себя широту и грусть степи или моря. Все вместе они преодолевали инферно, строя первую ступень подъема. За ней последовала вторая ступень - совершенствование самого человека, и третья - преображение жизни общества. Так создались три первые великие ступени восхождения, и всем им основой послужила фантазия».
50
Однако ж все это касается искусства вообще, а не отдельных его частностей.
И если действительно всерьез про то вот заговорить, то тогда надо б признать, что художественная литература из всех имеющихся видов искусства самая грязная, самая пошлая, самая отвратительная разновидность человеческого творчества!
Правда все это разве что от максимального количества всевозможных моралистических рассуждений, для которых, к примеру, в кинофильмах места попросту не всегда ведь его хватает.
А вот в книгах даже и у великих авторов нет, нет, да и проглянет вся темная сторона их великой души!
51
Этим они отравляют наивные души своих читателей принимающих буквально все отображенное на бумаге за чистую монету, не понимая того, что к высокой духовности обязательно этак примешивается туповатая фальшь мелкой части души духовных гигантов...
Тот же воистину великий Виктор Гюго, чьими душистыми фразами, автор этих строк буквально-таки упивался еще, будучи ребенком...
Чего ж это он несет в своей наилучшей трилогии «Отверженные».
«И напротив, донести на себя, спасти этого человека, ставшего жертвой роковой ошибки, вновь принять свое имя, выполнить свой долг и превратиться вновь в каторжника Жана Вальжана - вот это действительно значит завершить свое обновление и навсегда закрыть перед собой двери ада, из которого он вышел. Попав туда физически, он выйдет оттуда морально».
Сам-то Гюго ни голода, ни холода не знал, а призывал к чисто абстрактной морали и таким же чисто абстрактным принципам, делая из живого человека чертеж праведности и благостности, что очень же поспособствовало черно-белому восприятию жизни его особо ревностными читателями.
52
Но это не один он был таков, их было очень уж много пусть даже талантишком-то поменьше...
И вот когда автору внемлют, словно гласу с небес ни в чем, так вот и, не критикуя его образ мысли, поскольку он всецело непогрешим, а потому значится, не может он, в сущности, ошибаться, то чего тогда это ожидать от созданных его сознанием штампов общественного поведения.
Другие формы возвышенного искусства грешат им куда меньше.
Хотя впрочем, и они тоже не свободны от грязной обыденности и всех более чем суетливых ее черт. Поскольку кроме возвышенного парения над миром плоти и обыденности, почти всегда и во всем верного, как, кстати, и до конца праведного, временами возникает еще и сумятица чувственного восприятия сердцем мыслей тех или иных творцов современности, как и классиков на данный момент уже весьма стародавних времен.
53
И это притом, что с точки зрения самого искусства, как такового совершенно же то безразлично, а каковой именно была личная жизнь, и взгляды на нее таких выдающихся гениев коими были, к примеру: «Вагнер и Чайковский».
Потому что музыка, созданная их воображением, даже если в ней и присутствуют слова, почти всегда небесно чиста от всякого быта их личной жизни.
А между тем и все прочие корифеи искусства точно такие же люди, как и мы все, а вовсе не греческие боги, снизошедшие в наш мир с некой вершины Олимпа.
Возможно, что их гениальные произведения и впрямь проникают в нашу вселенную из некого иного бытия, откуда-то свыше, но при этом они всецело преломляются в душах людей зачастую не вкушавших во всей полноте от обыденных радостей той самой жизни, которой живем мы все, то есть люди не несущие в себе огромный творческий заряд.
Потому что для них, они сколь мало сами по себе чего-либо значили по сравнению с безмерно переполнявшим их искусством.
И сколь уж нередко виртуозы великого творчества терпели всевозможные лишения и муки голода, а кроме того и зверское посрамление своего высокого таланта.
54
А между тем страдания душ духовных гигантов ни в чем несоразмерны с мелкими обыденными переживаниями всех прочих, обычных смертных после которых ничего кроме грехов и потомства на этой земле нисколько вот ранее никогда же не оставалось, да так впредь ведь и не останется.
И это так, в том числе и потому, что гении он все воспринимают иначе, намного глубже и серьезнее.
Их глубоко ранят те мелочи обыденных свар и склок, мимо которых обычный человек прошел бы мимо, и вовсе-то их не приметив, или максимум глянет он на происходящее искоса, сплюнет в сердцах и тут же начисто забудет о всяком его существовании.
55
Это же только у людей творческих, как правило, крайне обостренное восприятие всей окружающей их действительности.
А между тем вполне так сыщется кому их (и весьма с охотой) задеть до самой глубины души и сердца!
У них-то всегда так имелся целый сонм врагов, а также вот и исхитряющихся в подлостях злобных завистников.
Ну, а кроме того их сколь частенько вовсе не понимают, а также попросту не принимают всерьез.
56
А иногда творцов великого искусства, низменные людишки еще ведь так откровенно поднимают практически на смех, или зачастую без всякого на то спроса, или разумного и вполне обдуманного согласия, используют их слабости в своих грязных политических играх!
Вот так же оно и было, как с Сергеем Есениным, да так и с Игорем Тальковым, и автору этак думается, что и Вагнера тоже наверно тем же самым путем «вакхалаки темнодумные» в свои ряды заполучили.
Просто все мы зависимы от своих впитанных еще с молоком матери предрассудков и от них чрезвычайно же трудно как-либо действительно избавиться.
Вот именно из-за этого, а также и сколь уж необходимого творческим людям хмельного забытья им столь успешно внушают всяческие националистически-бредовые идеи, ложащиеся на удобную «давным-давно взрыхленную» почву.
Но это всего лишь часть от чрезвычайно разветвленных путей зла опутывающего духовно развитые натуры, обладающие огромным полноценным даром самовыражения.
И вот в связи со всем вышеизложенным сколь уж нещадно их на деле травили (словно крыс) их земляки современники или так превозносили, что у тех аж кости от такого богопочитания трещали.
57
И вновь хотелось бы то разъяснить, что из всех искусств именно художественная литература и философия, в сильнейшей степени предрасположены ко всем возможным влияниям и течениям нашей нелегкой (а в особенности для ее вершителей) культурной жизни.
Просто некоторые вполне так всерьез считают, что эти области духа самым прочнейшим образом увязаны исключительно с одними вот высокими материями, а авторы живут себя как неземные существа в царстве великих муз, но это, однако, вовсе не так.
Вот что пишет об этом Сомерсет Моэм в его книге «Подводя Итоги»
«Мы огорчаемся, обнаружив, что великие люди были слабы и мелочны, нечестны или себялюбивы, развратны, тщеславны или невоздержанны; и многие считают непозволительным открывать публике глаза на недостатки ее кумиров. Я не вижу особой разницы между людьми. Все они - смесь из великого и мелкого, из добродетелей и пороков, из благородства и низости. У иных больше силы характера или больше возможностей, поэтому они могут дать больше воли тем или иным своим инстинктам, но потенциально все они одинаковы. Сам я не считаю себя ни лучше, ни хуже большинства людей, но я знаю, что, расскажи я обо всех поступках, какие совершил в жизни, и о всех мыслях, какие рождались у меня в мозгу, меня сочли бы чудовищем».
58
А ведь именно это и есть самая подлинная ни чем не приукрашенная правда!
Ну а все измышления о неких нимбах окружающих головы великих - это всего-то видоизмененные идеалистические воззрения о святых мощах, которые между тем сами по себе без той идеи, что они собой воплощают только лишь чьи-то старые кости, и совсем не более того.
Однако если говорить не о материальных проявлениях духовности, а об ее главной сути, то значится, выходит, что возвышенные духом люди зачастую просто обладают чем-то до чего попросту нельзя дотронуться руками, а одним только сердцем.
Однако у людей принято касаться чужого величия не только руками, но и ногами так уж оно становится для них куда ниже, а значится, и дышать им вследствие этого станет совсем так уже полегче, а значит и значительно вольготнее.
А впрочем, и без таких крайних проявлений всей дикой человеческой нетерпимости сколь многие достойные деятели искусства кровавые мозоли на пятках души себе натирают, а им это так больно как никому иному быть попросту совсем не может.
Но опять же речь может идти только о людях, не продавшихся власти и не ставших на путь подслащивания жизни…
59
И это им до чего тяжко за многое из того, что для подавляющего большинства попросту вообще же не существует в их обыденной реальности.
Ведь нет для простых смертных всех этих отягощающих душу забот…
Политики они только играют в интриги, а простые обыватели тянут свою обыденную лямку ради своего собственного благополучия.
Но тут ясное дело имеется в виду одно только большинство, а вовсе не все люди какие они вообще есть.
Но даже среди тех, кто вправду-то всерьез интересуется общественной жизнью абсолютное меньшинство по-настоящему «харкают кровью» по поводу всеобщего благоденствия.
А вот у гениев – это не так уж редко было вовсе не так, им душу рвало все, что происходило в их стране, да ведь не только же в ней.
60
У них-то действительно была сила чего-нибудь изменить, но ведь и они тоже те же самые люди со всем сколь присущими всякому человеку недостатками и достоинствами, однако если их усердие, и не пропало даром, то тому рано еще по-настоящему радоваться.
Поскольку это довольно большой, открытый вопрос, а принесет ли это вообще хоть кому-то по-настоящему действительную пользу?
Автор глубоко убежден, что, прок он естественно есть и даже весьма немалый, но и вреда от чьих-то мыслей в социальной сфере тоже может быть более чем предостаточно.
Нисколько не косноязычные в русском языке (Чехов и Достоевский) классики мировой литературы многое дали миру однозначно хорошего и положительного.
61
У Толстого и Тургенева, в сущности, не было никаких проблем с русским языком, однако они не могли до самого конца раскрыть на нем всю полноту своих мыслей, а особенно в течение всего своего творчества.
«Отцы и дети» Тургенева «Анна Каренина» Льва Толстого - это явное просветление посетившее душу классиков, а в целом русский язык был для них все же несколько чужеродным, а потому значится, и был он в их речах недостаточно эластичным.
Ведь они в семейном кругу по большей части говорили только же по-французски, и так только между делом по-русски.
Но даже такие писатели как Достоевский и Чехов, хотя, и являлись более чем полноценными носителями русского языка, а все-таки их перенасыщенность европейской культурой создала в их умах весьма утонченный нигилизм в дальнейшем быстротечно пропитавший сознание их многомиллионной читающей публики.
Причем речь тут идет вовсе не о духовном восприятии окружающей их действительности, а прежде всего о том логическом анализе, на котором зиждились оргвыводы, сделанные ими по поводу увиденного наяву, а вовсе не в прекрасном сне.
62
А кроме всего прочего, в том числе и болезни классиков русской литературы, а также и их тяжкий жизненный опыт сказывались на здоровье их веками угнетенной нации.
Например, тот же Чехов лет этак 11 проболев очень уж тяжкой тогда хворью туберкулезом, в истинно душевном смысле дал дуба как старый добрый Чехов, а стал Чеховым, желчным, злым, неуемным буревестником революции.
Скучно ему жить на Руси стало! Впереди брезжил неизбежный конец и вовсе не от дряхлой старости!
А ведь даже в его великом по его красоте рассказе «Дама с собачкой» он тоже, между прочим, допустил весьма откровенную социальную грязь, занозившую умы его поколения, а это-то важнее всего, потому что именно плоды его наследия Россия и пожинала в течение 74 лет.
Чехов «Дама с собачкой».
«А давеча вы были правы: осетрина-то с душком! Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова, показались ему унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах»!
63
Да вот и Федор Михайлович Достоевский тоже ведь жизнью невеселой он жил со всеми этими его эпилептическими припадками, не мог он разглядеть окружающий его мир в истинных, полностью и до конца разумных рамках.
Вот так он описывает состояние человека после эпилептического припадка, которыми он сам между тем тоже немало страдал все долгие годы его творческого пути.
Достоевский «Униженные и оскорбленные»
«Очнувшись от припадка, она, вероятно, долго не могла прийти в себя. В это время действительность смешивается с бредом, и ей, верно, вообразилось что-нибудь ужасное...».
Не знаем мы и никогда того не узнаем чего ж именно могло вообразиться бедной девушке, но Достоевскому явно вообразились все верные принципы захвата и удержания российского общества в рамках чудовищной доселе нигде невиданной диктатуры.
64
Так оно и вышло под властью оседлавших светлые мечты о всеобщем благе кровожадных вампиров, более всего жаждавших крови и ничегонеделания на вершине своей абсолютной безгрешности, и всеобщего пред ними преклонения за дарованную ими светлую жизнь.
Вот тому явный пример из его «Бесов».
«На первый план выступали Петр Степанович, тайное общество, организация, сеть. На вопрос: для чего было сделано столько убийств, скандалов и мерзостей? он с горячею торопливостью ответил, что "для систематического потрясения основ, для систематического разложения общества и всех начал; для того, чтобы всех обескуражить и изо всего сделать кашу, и расшатавшееся таким образом общество, болезненное и раскисшее, циническое и неверующее, но с бесконечною жаждой какой-нибудь руководящей мысли и самосохранения - вдруг взять в свои руки, подняв знамя бунта и опираясь на целую сеть пятерок, тем временем действовавших, вербовавших и изыскивавших практически все приемы и все слабые места, за которые можно ухватиться».