Однажды я заболела, и мама прочла мне Маленькие трагедии. Хоть я тогда всё понимала не так, как сейчас, эти творения произвели на меня очень сильное впечатление. А в 2007 году мне посчастливилось увидеть спектакль по "Моцарту и Сальери". Приехала домой и тут же написала статью. Возможно, в ней есть какие-то недоработки, но даже теперь, когда перечитала её, воспоминания нахлынули
.
МоцАрт и Сальери
17 ноября в Каминном зале дворца Голицыных прошёл спектакль «Моцарт и Сальери» по одноимённой трагедии Пушкина.
В три часа дня небольшой, но уютный зал заполнился до отказа. На спектакль пришли люди всех возрастов. Как выяснилось позже, актёры Московского областного театра юного зрителя приезжают в усадьбу не первый раз. Перед началом я про себя подумала: «Чего ждать от спектакля по произведению великого русского поэта?» Почему-то представились двое обрюзгших мужчин средних лет, сидящих в грязном трактире в сбившихся набок париках… И это при всей моей любви к творчеству Пушкина. Но всё изменилось, когда приглушили свет, открылись двери и зазвучала органная музыка. Скрипя паркетом, в комнату вошёл Сальери. Это был высокий, лысеющий мужчина лет пятидесяти, с благородным, но всё-таки неприятным лицом. Он пел…
Во всём спектакле прослеживается тенденция к минимализму. Это касается и актёрского состава (артистов было трое), и оформления так называемой сцены (декорациями служили предметы интерьера Каминного зала: современный рояль, старинный столик и подсвечник со свечой), и костюмов. На Моцарте, так же как и на Сальери, был строгий современный чёрный костюм. Единственная примета того времени – шейный платок. На Моцарте белый, на его друге - чёрный. Так что же Моцарт? – спросите вы. Моцарт – молодой человек. Он – воплощение гениальности и детской непосредственности. На протяжении всей пьесы чувствовался контраст между беззаботностью Моцарта, его лёгким отношением к Музыке и скованностью завистника Сальери. Уже через несколько минут я забыла обо всём на свете. Для меня истинным было только то, что происходило в Каминном зале. Всё действо можно сравнить с бурей страстей. Вот Сальери, оставшись один, пытается сочинять музыку. Он открывает рояль, потирает в раздумье руки, ставит их на клавиатуру, но… увы никаких звуков, кроме стука пальцев по дереву у него не выходит. Служитель Музыки взбешён. Тут ничем не поможешь, ведь благодать выше жреца. И в этот момент к нему приходит сама Смерть в белом балахоне и передаёт Сальери яд. Смерть посещает героев не однажды. Она танцует и заигрывает с Моцартом, затем является, согнувшись в три погибели, опираясь на клюку к Сальери. Это исключительная находка режиссёра. Кстати, слепого музыканта исполняет тоже Моцарт, причём делает это очень своеобразно, играя на скрипке, будто на балалайке. Моцарт, явившись к Сальери, не садится за инструмент, чтобы исполнить свой «Реквием». Он отдаёт ноты Сальери, и друзья вместе поют … Голоса у всех актёров исключительные, поэтому все эмоции ярко отразились в песне. Музыка в традиционном понимании в спектакле практически отсутствовала. Лишь в конце прозвучал «Реквием» в инструментальном исполнении.
Несмотря на подчёркнутый минимализм, пьеса прошла на одном дыхании, и всё благодаря искусной актёрской игре. Когда все зрители вышли из дворца, они могли видеть, как бывший Моцарт, переодевшийся в свитер, джинсы и кроссовки, спокойно идёт по заснеженной дорожке к автобусу. «Искусство греет… - вырвалось у меня. – А по виду ведь совсем мальчишка!»
17 ноября 2007 года