"В год тринадцати лун" Райнера Вернера Фассбиндера
Германия, 1978 год, 120 минут
в фильме снимались актеры: Фолькер Шпенглер, Ингрид Кейвен, Готфрид Джон.
Картину "В год тринадцати лун" считают одной из самых личных в творчестве немецкого режиссера. Она создана им в возрасте тридцати трех лет, за четыре года до смерти. Роковой для многих творцов тридцатисемилетний рубеж оказался таковым и для Фассбиндера. Месяц июнь стал точкой отсчета в отчуждении, тотальном одиночестве, ощущении безвыходности и бессмысленности жизни для транссексуального героя ленты "В год тринадцати лун", в результате найденного мертвым в своей квартире. Знаменательно, что июнь был последним месяцем и в судьбе режиссера, который работал и жил на износ, торопился сделать и пережить в отведенный срок как можно больше. За год до смерти он заявлял в интервью, что надеется "жить долго, чтобы снять еще дюжину фильмов, которые представляли бы Германию во всей ее глобальности, такой, как она видится". "В год тринадцати лун" примыкает к тем произведениям в богатой фильмографии Райнера Вернера Фассбиндера, которые рассказывают об изгоях. Они воспринимаются в обществе в качестве ненормальных, патологических личностей, которые поклоняются "богам чумы", вкушают "сатанинское зелье". Но все эти "святые проститутки" женского и мужского рода, равно как иммигранты-рабочие или анархисты и коммунисты, преследуемые за политические убеждения, являются жертвами. Они сталкиваются с нетерпимостью, "кулачным правом свободы", подавлением и уничтожением со стороны властей, общества, толпы, выступающих от имени немецкого народа. Фильм "В год тринадцати лун", будучи неприятным, раздражающим для ряда зрителей, тоже является составной частью в портрете воссозданной режиссером Германии и получил премию на фестивале в Чикаго (1980).
"Перемена участи" Киры Муратовой
«Перемена участи» был удостоен приза Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру (1988 год). Это экранизация «Записки» С.Моэма, доведённая Муратовой до шедевра. И всё же не оставляет ощущение, что Кира Георгиевна гораздо гармоничнее смотрелась бы в театре, нежели в кинематографе. Жена богатого и всеми уважаемого человека убивает любовника, не в силах больше терпеть его равнодушие. Импульсивная героиня с лицом Натальи Лебле попадает в ловушку, из которой её пытается спасти адвокат, используя свой профессиональный дар, но столкнувшись с отчаявшейся и ни о чём не жалеющей женщиной, он находится в смысловом тупике. Она поражает его своими длинными монологами, не потерявшая искры жизни в серой грязной тюрьме.
Её участь решает найдённая записка, которую героиня написала покойному, попросив его явиться. Вырванное признание и опознанный почерк стоили её мужу целого состояния, и вот прутья клетки сломаны – женщина, убившая любимого, но не саму любовь, вы ходит на свободу. Бегущий по полю конь – символ обретённого освобождения, но смогла ли душа этой женщины отпустить свою боль, сыграла ли перемена участи роль избавителя? «Есть такой старинный сборник речей знаменитых русских адвокатов, которые можно читать с упоением. Там я вычитала этот термин - "перемена участи". Человек сидит в тюрьме, он осужден, например, на 10 лет. Он отсидел девять с половиной лет, иногда даже ближе к концу срока, и он чувствует, что он не может находиться больше здесь. Он берет табуретку и шарахает по голове первого вошедшего в камеру охранника. Его судят опять и дают еще 10 лет... Зачем он это сделал? Причин никаких нет. Тогда адвокаты говорят,то причина такого поведения - желание переменить участь. На меня произвело впечатление это психологическое казусное состояние, которое, оказывается, не так редко возникает», - рассказывает о названии фильма Кира Муратова. Финальная сцена – конюшня, свисающий откуда-то сверху шнурок, играющий котёнок, - и вот мы видим тело её мужа, повесившегося от безысходности.
И снова бегущий конь…Муратова использует методы Андрея Тарковского и этого нельзя не заметить в данной работе. Если в «Астеническом синдроме» они создавали приторное впечатление и шли в ущерб сюжету, то в «Перемене участи» каждый кадр отразил умение Муратовой перекрещивать символику духа с реальными событиями.
"Изгнанник" Николая Лебедева
«Изгнанник».
Режиссёр: Николай Лебедев
Австралия, 2004.
88 мин.
Если словосочетание «мистический Петербург» вызывает у вас определённые ассоциации, то этот фильм специально для вас, ибо никто до сих пор не сумел показать магию северной столицы так, как показал её Лебедев. Этот режиссёр известен киноманам по предыдущим работам – «Поклонник», «Змеиный источник» (с очаровательной Гусевой в главной роли), «Звезда». Первоначально в русском переводе фильм носил название «The Iris Effect» («Эффект ирисов»). Судьба начинающего талантливого художника из Лос-Анжелеса претерпевает значительные изменения, как только герой начинает понимать, что отношения с матерью не способны привести к пониманию. Он уходит из дома, оставив свои полотна с изображением ирисов, а плачущая мать тщетно пытается успокоить себя тем, что сын одумается и вернётся. Но возвращения не последовало. Многолетние поиски не привели её ни к чему, но однажды частный детектив приносит женщине каталог выставки, проходящей в Петербурге, где представлены работы, подозрительно напоминающие по технике руку её сына. Женщина незамедлительно уезжает в Петербург, чтобы найти ребёнка.
В от тут и начинается самое интересное. Героиня оказывается вовлечена в круговорот самых неожиданных событий: неизвестный молодой человек открывает выставку картин её сына, уверяя всех в том, что является их автором, маленький немой мальчик, повсюду следующий за женщиной, приводит её к раскрытию тайны заговора. Лебедев ведёт зрителя по мистическому городу с присущим ему мастерством, зачастую шокируя всплесками иррациональности. Тема жизни после смерти пронизывает сюжетную линию, окуная зрителя в воды памяти в финальной сцене. Это фильм, где сны сливаются с явью, где попытка раскрыть глаза становится погружением в необъяснимое. Великолепный актёрский состав (Энн Арчер, Виктор Сухоруков, Агнес Брукер, Григорий Гладий), глубокий психологизм, тонкое проникновение за покрывало Изиды. «Изгнанник» - фильм для тех, кто верит вечности и достаточно смел, чтобы взглянуть в лик бездны.
__________________________________
В последнее время всё чаще возвращаюсь к фильмам Алехандро Ходоровского, Фассбиндера, Ларса фон Триера, Висконти, Гринуэя, Бергмана. Жду, когда мне пришлют посылку с тремя работами Аррабаля и короткометражными фильмами Евгения Юфита. Позже отпишусь.