Преступность- бизнес другим путем. Часть Вторая
Добавлено: Пн дек 28, 2009 1:58 am
В 1949 году состоялось совещание представителей оккупационных войск в Германии. На повестке дня стоял один вопрос, грабеж складов в армиях союзников. Основными участниками ограблений были американские солдаты и офицеры всех рангов, тем не менее, американские представители были оскорблены тем фактом, что вина возлагается только на военнослужащих США, напомнив о том, что крадут не только американцы, но и французы и англичане.
Представитель Франции привел следующий довод, казавшийся ему неопровержимым, - "Что украдет французский солдат? Блок или два сигарет (сигареты в послевоенной Европе использовались как форма валюты). Что украдет американский солдат? Он угонит целый поезд, вовлечет в свой бизнес не только солдат, но и офицеров, подкупит поездную бригаду, зафрахтует десятки грузовиков, создаст сеть распространения".
"Это уже не воровство, а большой, хорошо организованный бизнес", ответил ему представитель американских оккупационных войск. В глазах американского представителя, преступление, если оно хорошо организовано, принесло значительный доход, хотя и должно быть наказано по закону, но не может не вызывать уважения к деловой хватке и таланту "теневых предпринимателей".
Грабеж побежденных стран существовал во все времена. Во время Второй Мировой войны грабили и советские офицеры и солдаты, и в этом не отличались от своих французских и английских коллег. Как правило, это были подвернувшиеся по случаю воинские трофеи. Советские генералы и маршалы отправляли из Германии в Союз целые составы разнообразного добра для личного пользования.
Солдат американских окупационных войск, вовлеченный в кражи, в отличии от мародеров других стран относился к грабежу как к делу, к бизнесу, который требует вложений труда, инициативы, и умения создания организации.
Когда в период Американской Революции из волонтеров-минитменов, партизанских отрядов восставших, создавалась регулярная армия, Джордж Вашингтон, главнокомандующий, пригласил из Европы профессиональных военных, в основном немецких офицеров. Один из них, капитан фон Стюбен, возглавил офицерский корпус, и в течении нескольких месяцев муштровал будущих солдат.
Отчитываясь перед Вашингтоном за проделанную работу, в ответ на его вопрос, "Можно ли из американца сделать солдата?", фон Стюбен ответил, - "Не думаю. Немецкий солдат носит в своем ранце жезл маршала, американец бизнес-план, он и войну видит как бизнес."
Начиная с отцов-пиллигримов, для которых труд был высшей религиозной ценностью, по сегодняшний день умение делать Дело - высшая оценка человеческих качеств, даже если это дело уголовное, преступное. Успешный преступник-профессионал такой же бизнесмен, как и любой другой, он человек Дела. Что не вызывает уважения общества, так это отсутствие профессионализма. Хватательный рефлекс уличного вора может вызвать только презрение.
В фильме "Крестный отец", глава итальянской Мафии, Карлеоне, объясняет своим соратникам, что Мафия (ее итальянское название Коза Ностра - Наше Дело) - это бизнес в сфере сервиса, который потребитель не может получить через легальные каналы. Публика хочет секса, свободный доступ к которому перекрыт законом. Она его получит. Мгновенное получение денежных займов, минуя затяжную бюрократическую процедуру банка, разумеется, под огромные проценты. Возвращение долгов кулаком и пистолетом, которые в суде потребуют многолетних и часто безрезультатных процессов. Существует потребность убрать врага, конкурента, нежелательного свидетеля, мафия вам поможет.
Менеджмент корпорации Карлеоне анализирует эффективность и продуктивность вложений средств и рабочей силы, и делает это с той же тщательностью и профессионализмом, как и любая другая корпорация.
Преступность существует в любой стране мира, но воспринимается обществом по-разному. Американский подход демонстрирует национальный приоритет - уважение эффективности и производительности любого труда. Организованная преступность - это не сборище мелких воришек, таскающих все что плохо лежит, гангстерские кланы построены на принципе социальной иерархии, железной корпоративной дисциплины, специализации труда и создании рынка сбыта.
Когда после развала Советского Союза в США появились российские уголовники, они пытались войти в контакт с итальянской мафией, но, оказалось, что единственная профессиональная работа, которые они были способны выполнять для преступной корпорации, были только мокрые дела, заказные убийства. Во всем остальном они не соответствовали требованиям отлаженного, планового ведения уголовного хозяйства, они не могли работать в организации. По мнению лидеров нью-йоркской мафии, русские бандиты - это не гангстеры, это разнузданная шайка уличных хулиганов, играющих без всяких правил, не подчиняющихся никакой дисциплине, дисциплине криминального бизнеса.
Преступность неотъемлемая часть экономического процесса и преступный подход наиболее экономически оправдан, так как в нем доходы значительно превышают вклады. Бизнес, в котором соблюдаются законы, может рассчитывать, самое большее, на 10% прибылей. Бизнес, играющий на грани закона или за его пределами, получает сотни, тысячи процентов.
Преступность имеет две формы - индивидуальную и организованную. Организованная преступность отличается от индивидуальной, уличной, огромными суммами, которыми она манипулирует, а это возможно лишь при использовании тех человеческих и технологических ресурсов, которые может предоставить только организация. Индивидуальная инициатива может принести лишь крохи.
Поэтому, хотя преступления корпораций принято называть "беловоротничковой преступностью", правильный термин - "организованная преступность", термин применяемый по отношении к мафии. Недаром, в обиходной речи, корпорации называют мафией - мафия нефтяников, мафия врачей, профсоюзная мафия...
Грандиозные аферы последних десятилетий сделали всемирно известными имена финансистов Ивана Боевски, Майкла Милкена, Чарльза Киттинга. До их ареста американская пресса преподносила эти имена как образцы научного менеджмента, их называли финансовыми гениями, титанами Большого Бизнеса, ими восхищались миллионы. Они, действительно, были талантливыми организаторами работы огромного аппарата корпораций, и тысячи рядовых работников участвовали в ограблении публики в грандиозных масштабах.
Когда на суде Майкла Милкена спросили, почему он обманул не только миллионы вкладчиков, но и своих ближайших друзей, он ответил, - "Если я не буду делать деньги на своих друзьях, на ком же я их буду делать". Для истинного бизнесмена не только безымянная публика, но и его родственники и друзья также средство обогащения. От него нельзя ожидать какой-либо лояльности по отношению к конкретным людям, он верно служит только Делу.
Доход Милкена в 1986 году 296 миллионов. В 1987 году его заработок составил 550 миллионов. В результате афер Милкена сотни тысяч потеряли свои сбережения, многие потеряли работу. Майкл Милкен получил тюремный срок за свои противозаконные манипуляции на бирже, был осужден также и общественным мнением. В период суда над Майклом Милкен стала популярной ироническая песенка:
Я обдул, всех обдул
И наверное вы в гневе.
А я рад как лиса в чужом хлеве.
Уолл-Стрит мой дом родной,
А вы наверное продали свой.
Студенты школы бизнеса в университете штата Пенсильвания сочинили, по тому же поводу, песенку-дразнилку :
Я мухлюю, мухлюю, мухлюю.
И гордо кричу как петух.
Вы потеряли, а я приобрел,
Вам не на что жить,
А мне наплевать, я буду шутить.
После окончания университета студенты школы бизнеса Пенсильванского университета начнут работать в крупных корпорациях, и, естественно, оставят позади свой юношеский максимализм. Сама логика работы корпораций вынудит их подчиниться общим правилам игры. Во многих университетах в обязательную программу входит "курс этики бизнеса", но можно ли научить волка питаться овощами.
Как пишет автор нашумевшей книги "Почему мы ведем себя как американцы", - "Если какой-либо наивный представитель корпоративной номенклатуры будет честным в буквальном смысле слова, он неизбежно окажется за воротами."
Рядовые работники корпорации, вовлеченные в махинации своей кампании, участвуя в обмане и манипуляциях своего работодателя принимают их как неизбежность. Протестовать против аморальной тактики кампании означает быть выброшенным за ворота и оказаться в черном списке, все двери других корпораций будут закрыты. Кто хочет быть героем? Даже близкие люди и друзья назовут ваш поступок идиотизмом. И, действительно, не считай себя лучше других, будь как все, ведь это естественная форма ведения бизнеса, не пытайся переделать мир.
"Наш идеал - большие деньги. Идеал рождает несметные полчища преступников и они истинные герои. У них одна мораль, мораль победы. Они не верят ни в какие правила, законы, нормы, поэтому они побеждают всегда. Их успех доказывает моральное превосходство мошенников над толпами верящих в честную игру (fair game) дураков.", писал Р. Милл, классик американской социологии.
"Сегодня, с отдельного человека полностью снята ответственность перед обществом, "If it feels good, do it.", если ты чего-то хочешь, делай, "Good guy finish last", честный человек приходит к финишу последним. Побеждает только тот, кто играет без правил." Социолог Тома Керр.
Профессор истории Американского университета в Вашингтоне, Майкл Казин, - "Сегодня, когда большинство работников корпораций являются держателями акций своих работодателей, и, в той или иной мере, вовлечены в махинации своих кампаний, у всех возникает иммунитет к повсеместному обману. Наша экономика становится все более демократизированной, в ней принимает активное участие большая часть населения. Каждый, владеющий даже минимальным количеством акций, чувствует себя участником азартной игры, в которой махинации за карточным столом обязательная часть процесса."
Разумеется, можно создать свой собственный бизнес и попытаться в нем быть в нем честным, но мораль хороша для отношений с близкими людьми, а в бизнесе, по определению, существует только мораль успеха. Можно осуждать мошенника, залезающего в чужой карман за отсутствие морали, но может ли работник осуждать свою корпорацию, вместе с которой он проводит ту же операцию в миллионах карманов. Ведь благодаря корпорации он имеет средства к существованию. Корпоративная преступность - это не вульгарное мелкое воровство, к которому можно испытывать только презрение. В ней используется сложная структура, многообразные приемы, изощренная техника манипуляций. Это большой, хорошо организованный бизнес, а уважение к успешному ведению Дела всегда было национальным приоритетом.
Как писал Марк Твен, - "Если ты украл $20, ты вор. Если ты украл $200.000, ты бизнесмен. Если ты украл 2 миллиона, ты финансист."
С неизбежной регулярностью пресса публикует имена тех, кто попал в поле зрения закона, но закон не всевидящ, он замечает только экстремальные ситуации. Но даже те факты, которые всплывают, говорят, что это не исключение из правила - это правило, из которого бывают исключения.
В 2005-2007 году под суд были отданы 22 крупнейшие корпорации страны, среди них - Enron, Xerox, Haliburton, Aol, Time Warner, Kmart, WorldCom. Их руководители за два года получили зарплату в общей сумме 15 миллиардов долларов, в то время как акции их кампаний потеряли 500 миллиардов своей стоимости. Это сумма, которую потеряли вкладчики, акционеры и потребители.
В 2008-ом году, те, кто привел глобальную экономику на грань краха, менеджеры крупнейших корпораций страны, получили компенсацию за творческий подход к финансам - 70 миллиардов долларов. А кампания AIG, обанкротившись и получив многомиллиардный заем от государства, тут же выделила бонусы 160 менеджерам, в среднем каждому по миллиону.
Корпоративную философию четко определил один из первых капитанов индустрии, железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт в конце 19-го века, который после обвинений прессы в том, что его кампания устраняет конкурентов, устраивая на их линиях катастрофы с большим числом человеческих жертв, - "Мы в этом бизнесе вовсе не для того, чтобы служить обществу, мы в нем потому, что он приносит большие деньги."
Капитанов индустрии в 19-ом веке называли баронами-грабителями. Строя свои индустриальные империи, они не стесняясь в средствах для достижения своих целей, нанимали бандитов для охраны, угроз конкурентам, запугивания рабочих.
Результатом ожесточенной войны за ресурсы, за рынки сбыта стала концентрация экономической власти в руках наиболее беззастенчивых и бесчеловечных представителей бизнеса, создавших новую экономическую инфраструктуру, предоставившую жизненный комфорт многомиллионным массам. Постепенно общество стало забывать о той плате которую оно заплатило за улучшение условий своей жизни и имена баронов-грабителей превратились в героев американской жизни.
Кто сегодня помнит как создавались богатства Вандербильтом, Рокфеллером, Морганом? В бизнесе важен не путь, не средства, а результат.
Характерна реакция средств массовой информации на факты о криминальной практике большого бизнеса. Они становятся известны только во времена громких скандалов, и затем исчезают со страниц прессы и экранов телевизоров. У публики эта тема не вызывает интереса.
Зато индивидуальные преступления, особенно акты насилия - главная тема средств массовой информации, она появляется на первых страницах газет, службы телевизионных новостей посвящают им большую часть своего времени - это наиболее популярный информационный продукт
Ограбление миллионов в течении многих лет банками, страховыми кампаниями, корпорациями, или в результате биржевых махинаций, проходит без всякого драматизма, хотя потери общества от организованного грабежа корпораций несопоставимы с мелким, в денежном выражении, уличным ограблением.
Тема индивидуальной преступности так широко освещается прессой не только потому, что драматизм конкретного преступления повышает их рейтинг, но и потому, что она широко распространена. США - лидер среди других индустриальных стран. Число грабежей на душу населения в Америке в 5 раз больше чем в среднем в Европе. Количество убитых на душу населения в Соединенных Штатах в 2000 году было в 10 раз больше, чем в Англии.
Часто объясняют высокий уровень преступности тем, что значительную часть населения в США составляют новые иммигранты.
"Принято считать, что новые иммигранты приносят волну преступности из своих стран в Новый Свет. Но большая часть иммигрантов были законопослушны в своих странах. Если они нарушают законы, то, в основном, благодаря общим условиям жизни и нравственной атмосфере своей новой страны. Беззаконие было и есть наиболее характерное качество американской жизни." Джон Адамс Труслоу, потомок семьи Адамс, давшей стране двух президентов и нескольких выдающихся политических лидеров страны.
Эту закономерность отметил и криминолог Сюзерленд в 30-ые годы прошлого века. Исследуя причины преступности в Гонолулу, он обнаружил, что японская община, живущая замкнутой жизнью внутри своего этнического гетто, имела самый низкий уровень преступности. Там, где японцы жили и работали, смешавшись с основным населением, уровень преступлений был наиболее высок.
Начиная с середины 19-го века по сегодняшний день Америка абсорбировала десятки миллионов иммигрантов. Наиболее успешными среди них были те этнические группы, которые были способны создавать свои организации, профессиональные союзы, союзы бизнесменов и мафиозные "семьи". Мафиозные группы - итальянцы, ирландцы, евреи, а позднее вьетнамская, китайская, доминиканская и мексиканская мафии, отличались от всех других, легальных объединений иммигрантов тем, что давали иммигрантам значительно большие возможности для экономического роста.
Иммигранты, являясь объектом беспощадной эксплуатации и субъектом недоверия и унижений со стороны коренных жителей страны, видели в американских законах, легализующих нарушение их гражданских прав, своего врага, а в мафии защитника. Иммигранты предпочитали третейский суд крестных отцов, godfathers, официальному американскому суду.
Мафия, вместо бездушного и часто пристрастного к иммигрантам американского суда и полиции, предлагала "семейный подход". Мафия распределяла рабочие места, и в, некоторых случаях, организовывала помощь больным и бедным. Мафия создавала, таким образом, массовую поддержку в своих иммигрантских гетто. Также, как это делают крупные корпорации, жертвуя огромные суммы на благотворительные цели. Любой бизнес нуждается в общественном престиже.
Иммигрант, в одиночку, был лишен возможности использовать преимущества американской демократии - личную свободу, высокую социальную мобильность и слабость государства. Мафия же могла эффективно пользоваться преимуществами свободного рынка и гражданских свобод, потому что обладала силой и влиянием, она была организацией, в чьих руках скапливались огромные денежные средства, самый мощный инструмент бизнеса и политики. Легальные же организации иммигрантов, как правило, были малоэффективны, они существовали на мизерные суммы в виде членских взносов.
Для иммигрантских мафий образцами ведения бизнеса были крупные корпорации, используя те же организационные приемы в аккумуляции богатства они создавали влиятельные преступные синдикаты с доходом в сотни миллионов долларов.
Фильм "Крестный Отец" показывал итальянские семьи, бежавшие из своей страны от насилия, коррупции и эксплуатации. У них, в своей стране, не было возможностей подняться с социального дна, так как неподвижная социальная структура Италии 19-го века закрепляла все привилегии за классом лендлордов, включая и сицилийскую мафию, защищавшую интересы крупных землевладельцев.
В новой стране, несмотря на то что иммигранты попадают на то же социальное дно, у них, тем не менее, есть шансы воспользоваться возможностями свободы индивидуального предпринимательства и наиболее энергичные, амбициозные, и способные идти на риск, выбирают преступные формы бизнеса, потому что они предоставляют самый короткий путь к экономическому успеху.
В средневековье низшие классы видели в разбойниках, как, например, в Робин Гуде, силу, в какой-то степени восстанавливающую социальную справедливость. Организованная преступность вовсе не рассматривает себя как организацию борцов за справедливость. Также, как и другие деловые корпорации, они участвуют в конкурентной борьбе, азартной и часто опасной игре с высокими ставками. В борьбе за успех, за Американскую Мечту.
До появления фильма "Крестный Отец" гангстерские фильмы были единственным жанром, в котором допускалось отсутствие хэппи-энда. Гангстер в конце фильма погибал. В этом была дидактика фильма, нельзя добиться успеха вне легализованных каналов. Правда, сама жизнь не подтверждала эту истину.
Огромный экономический успех мафии во время Сухого закона принес организованной преступности небывалый ранее престиж. Сухой Закон превратил шайки гангстеров, добывавших средства существования мелким грабежом, шантажом и вымогательством, в менеджеров огромного бизнеса.
В 1920 году, с введением Сухого закона, вся индустрия производства алкогольных напитков перестала существовать, но спрос не только не исчез, он увеличился. Бурные Двадцатые годы были временем преуспеяния для большинства населения, и спрос на все виды увеселений резко поднялся. Для того чтобы ответить на запрос публики необходимо было заново, с нуля, создать вино-водочную индустрию. Для этого нужна была огромная армия рабочей силы, необходимо было оборудование, транспорт по доставке товара, система продаж, поддержка бизнеса полицейским аппаратом, и разумеется охрана всей инфраструктуры. На территории всей страны в охране участвовало приблизительно около десяти тысяч "солдат" Мафии. В производстве, транспортировке и продажах было занято 2 миллиона работников. Это был огромный, хорошо отлаженный бизнес, действующий точно также как любая крупная корпорация.
После отмены Сухого Закона Мафия стала инвестировать накопленные капиталы в контроль легальных сфер индустрии - перевозки, строительство, уборку мусора, а в послевоенное время и легализованных азартных игр, что превратило Мафию в одну из крупнейших корпораций страны.
Успех Мафии, экономический успех организованной преступности, был, во многом, подтверждением того, что в условиях конкуренции только организация, корпорация может добиться реального, осязаемого успеха. Перед отдельным предпринимателем общество ставит неисчислимые барьеры, и особенно для иммигранта. Только организация в любой сфере бизнеса, будь это бизнес легальный или криминальный, гарантия победы.
Способность гангстерских сообществ создавать сложные организационные структуры бизнеса, находить в нем новые пути, и мужество в условиях угрозы тюремного срока или убийства конкурентами, не может не вызывать уважения у американца, воспитанного на идее - "Дело, бизнес прежде всего".
Мафиозо окружен романтическим ореолом, он, несмотря на опасность, нарушает закон чтобы добиться того же, чего хотят все законопослушные граждане страны, успеха. В отличии от них, он идет к своей цели в условиях высокого риска и добивается экономического успеха и благополучия своей семьи. А успех и благополучие семьи и есть фундаментальные принципы американской жизни. Что не прощается - поражение в борьбе за успех и предательство интересов семьи.
Итальянская мафия - это наиболее известная часть мира организованной преступности, но ее численность, по оценке ФБР, всего лишь несколько тысяч. Количество же индивидуальных уголовных дел, хранящихся в информационной базе данных Министерства юстиции, составляет 50 миллионов.
Большая их часть связана с преступлениями, использующими насилие, а насилие было широко распространенным с момента основания страны. Как гласит старый и вечно новый лозунг - "Violence as American as the apple pie", насилие такое же типичное для Америки блюдо, как яблочный пирог.
Исторически, агрессивность американца следствие протестантской доктрины - идея борьбы с природой, вне и внутри человека. На принципе борьбы всех со всеми построена вся экономическая цивилизация, а широкая преступность лишь следствие этого принципа. Недаром социолог Даниел Белл назвал свою работу об истоках преступности в США "Crime is the American way of life", преступность - это американский образ жизни.
Америку называют страной неограниченных возможностей, "Land of unlimited оpportunity", где "Sky is the limit", предел только небеса, и, по замечанию социолога Эмиля Дуркхайма, если возможности беспредельны, то и ограничения, практические и моральные, могут быть преодолены.
Специфическое прошлое Америки, где цивилизация создавалась в условиях первозданной природы, сформировало характерный подход к решению проблем, использовался самый короткий и самый простой путь. В борьбе с природой моралист не выживал, мораль - результат развития цивилизации и вне цивилизации неприменима. Поступок правилен, когда он ведет к выживанию, и неправилен, когда ставит жизнь под угрозу, на моральные реминисценции просто не было времени.
Америка создавала новый мир, новую цивилизацию, противостоящую природе в своем материальном воплощении и, в то же время, возвращала человеческое общество к тем формам отношений, которые существовали в природе, борьбе за выживание, в которой побеждает сильнейший. Условия конкурентной борьбы требовали творческого подхода и мгновенных решений, уголовные законы и законы морали усложняли путь к достижению цели, поэтому преступление, как инструмент делового процесса, стало органической чертой нового общества.
Генри Торо: "Вынужденный опираться только на себя, американец определяет свою свободу, как независимость от закона и традиций. Американец принимает закон, когда он на его стороне, и отвергает, если он против. Только он сам решает, что справедливо и что нет."
"The gospel of money was a gospel of violence", молитва о деньгах была молитвой насилия, писал Алексис Токвиль об этом времени, первой трети 19-го века.
В романе "Мартин Челзвик" Диккенс описывает, по его определению, типичного американца этой эпохи, Ганнибала Чоллопа, - "Сей достопочтенный джентльмен носит в карманах своего сюртука несколько револьверов, и на поясе огромный нож, который он ласково называет "Потрошитель", а свою саблю, не менее нежно, "Щекотун". Он славится своей галантностью. Oдин из эпизодов ее проявления описывали местные газеты, когда мистер Чоллоп, с присущим ему изяществом, саблей проткнул глаз своему оппоненту."
Борьба за богатства приобрела еще больший накал в период освоения Дикого Запада, где создавались новые индустриальные империи, началом роста которых стали новые железные дороги, связавшие восточное побережье с западным. Владельцы железных дорог устраивали катастрофы на линиях конкурентов, владельцы заводов нанимали бандитов для запугивания рабочих и подавления стачек, профсоюзы нанимали других бандитов для сдерживания бандитов, нанятых хозяевами.
Это была непрерывающаяся война всех со всеми, люди убивали друг друга за землю, воду, рудники. Закончив уничтожение индейцев и получив землю, ковбои-скотоводы и фермеры начали непрерывную войну другу с другом. Достаточно посмотреть несколько ковбойских фильмов, чтобы увидеть тот огромный накал войны всех со всеми за богатство, в какой бы форме оно не воплощалось.
В фильме, "Ones upon a time in the West", Однажды на Далеком Западе, показывается как банда мародеров, грабящих поселки на новых территориях, начинает строить железную дорогу, дорога может принести им не случайную и достаточно мелкую добычу, дорога может сделать каждого из них миллионером и респектабельным джентльменом. Они не только убивают конкурентов, терроризируют фермеров и ковбоев, захватывая те участки, по которым должна пройти будущая железная дорога. Они, засучив рукава, начинают строить дорогу в поте лица и, в будущем, эта разудалая и бесконтрольная вольница в грязных отрепьях превратится в респектабельных джентльменов в белоснежных, накрахмаленных рубашках и фраках от модных портных.
Превращение бандитов в менеджеров корпораций происходило и в постсоветской России, и заняло не несколько десятилетий, как в США, а всего лишь несколько лет. Психология и этические нормы новых хозяев жизни соответствовала практике "первоначального накопления капитала". Переход из воровской малины в респектабельный офис потребовал не только смены кожаной куртки на костюм от Кардена, сменился также принцип ведения дел, от дел "мокрых", к "сухой" бюрократической процедуре, внутри которой требовались уже не силовые приемы, а сложная система обмана и манипуляций.
Бандит-братан в 90-ые годы превратился из парии советского времени, в героя новой жизни. В последнее же десятилетие его престиж еще больше возрос, в костюме от Кардена он стал еще более привлекателен. В российском пантеоне героев преступник начинает занимать то же место которое он имел в Америке с момента создания капиталистических отношений.
В условиях рыночного общества преступник превратился в более популярную фигуру героем, нежели государственные деятели, бизнесмены или люди искусств. Он воплощал индивидуальную свободу, доведенную до логического конца. Гангстеры, киллеры и серийные убийцы становились предметами культа. Во многих районах страны можно найти музеи - "Залы славы выдающихся грабителей".
Американская публика, в своем большинстве, не знает истории своей страны, не знает имен большинства президентов, не говоря уже о мировой истории, но такие имена, как Джесси Джеймс, Бенни и Клайд, Претти Бой Флойд, Ма Бэккер, Джон Диллинджер, Ал Капонэ, Лепке-Бухалтер, Багс Моран, Багси Сигель. Эти имена знают все.
Им посвящены тысячи книг и исследований, многотомные труды рассказывают в подробнейших деталях об их жизни. Голливуд создал сотни фильмов о великих гангстерах. Более двадцати были посвящены легендарному грабителю, Биллю Киду. По свидетельству тех, кто с ним встречался, это был худой коротышка с покатыми, бабьими плечами, гнилыми зубами, и выглядел полным дегенератом. Каким он был в реальной жизни не имеет особого значения. Билли Кид, как и многие другие бандиты его времени, вначале 20-го века, в глазах общества были символом, символом противостояния индивида новому индустриальному обществу, где только принадлежность к организации, картелю, корпорации дает шансы на успех.
Сегодня грабителя-индивидуалиста вытеснил с первого места другой герой, менеджер корпорации, рядом с которым бандит-одиночка выглядит дилетантом. Его методы примитивны в сравнении со сложной техникой обмана и манипуляций современного мошенника-профессионала.
Телевизионная серия "Melrose Place" 90-ых годов, одна из самых успешных, показывала группу молодых профессионалов, менеджеров корпорации, пользующихся всеми криминальным средствами - обманом, вымогательством, шантажом и убийством. Герои не только внешне привлекательны, они обаятельны в процессе своих манипуляций. Успех - это не только награда за самоотверженный труд - это реализация всех человеческих талантов.
То, что раньше могло шокировать зрителя, как скажем, фраза героя Майкла Дугласа в фильме "Wall Street", биржевого агента, не брезгующего любыми средствами, "greed is good", жадность прекрасна, жадность двигает экономику страны, сегодня никого не может возмутить.
Герои сегодняшнего кинематографа, представленных плеядой актеров, таких как Майкл Дуглас, Джон Малкович, Весли Снайпс, Джеймс Спайдер, не входят в конфликт с обществом, не испытывают никаких нравственных терзаний по поводу аморализма системы, они просто пользуются теми возможностями, которое общество предоставляет.
Идеалы 60-ых годов, высокая мораль, ответственность перед обществом, право на личную свободу, потеряли свою привлекательность, утратили свой социальный и моральный пафос. Сегодняшняя пресса следующим образом оценила фильм шестидесятых, рассказывающий о владельце независимой газеты, который, рискуя своим благополучием и, в конечном счете, жизнью, пытается привлечь к суду главу местной мафии, подкупившего большинство местных политиканов и обладающего большей властью, нежели любой бизнесмен или политический деятель города - это история конфликта амбиций газетчика и мафиози. Моральные категории, борьба добра со злом, стали восприниматься как анахронизм.
Если считать, что искусство отражает наиболее важные для общества вопросы жизни, то массовая культура отвечает на эти вопросы, тема преступности в ней занимает доминирующее место. Она не только отвечает на вопрос "Что делать?", но и на вопрос "Как делать?", но не отвечает на вопрос о социальных причинах преступности. Искусство, став индустрией развлечений, продает товар на который существует огромный спрос - показатель того, что тенденция находить самые короткие пути к успеху широко распространена в обществе.
Более двух миллионов заключенных в американских тюрьмах - это неудачники, те кто неспособен к манипуляции другими и обману внутри рамок закона. Система предоставляет огромное количество возможностей именно в этой сфере, а это широкая творческая база для самовыражения, проявление индивидуального таланта, игра, в которой победитель самоутверждается как активный участник делового процесса.
Автомеханик определит владельцу машины, врачу, несуществующую проблему в моторе, которая принесет ему наибольшую прибыль. Врач назначит пациенту, автомеханику, тот набор ненужных пациенту тестов, который увеличит его доход. Продавец страхового полиса навяжет клиенту, водопроводчику, страховку, которая ничего не покрывает. А водопроводчик, за минимальную работу в доме страхового агента, сдерет с него три шкуры.
В деловую игру в вовлечены все слои населения, все эксплуатируют всех. В динамике перехода денежных знаков из одних рук в другие, они оказываются у наиболее энергичных, наиболее беззастенчивых, наиболее гибких в достижении личного успеха. Они и двигают экономику, увеличивая ее коэффициент действия в целом, во всей стране.
Конкурентная борьба в свободной экономике сформировала американский национальный характер, такие его качества как энергия и умение генерировать новые идеи, новые методы, способность к преодолению устаревших норм, смелость в нарушении общепринятых запретов, преодоление всех физических и практических границ, поиск новых неизведанных путей, смелость первооткрывателя. Эти качества национального характера также и причина высокого уровня преступности в США.
"Преступность в нашей стране имеет функциональную роль, и рассматривается обществом не как антиобщественный акт, а как бизнес другим путем.", писал Даниел Белл, ведущий американский социолог в 60-70ые годы прошлого века,.
Представитель Франции привел следующий довод, казавшийся ему неопровержимым, - "Что украдет французский солдат? Блок или два сигарет (сигареты в послевоенной Европе использовались как форма валюты). Что украдет американский солдат? Он угонит целый поезд, вовлечет в свой бизнес не только солдат, но и офицеров, подкупит поездную бригаду, зафрахтует десятки грузовиков, создаст сеть распространения".
"Это уже не воровство, а большой, хорошо организованный бизнес", ответил ему представитель американских оккупационных войск. В глазах американского представителя, преступление, если оно хорошо организовано, принесло значительный доход, хотя и должно быть наказано по закону, но не может не вызывать уважения к деловой хватке и таланту "теневых предпринимателей".
Грабеж побежденных стран существовал во все времена. Во время Второй Мировой войны грабили и советские офицеры и солдаты, и в этом не отличались от своих французских и английских коллег. Как правило, это были подвернувшиеся по случаю воинские трофеи. Советские генералы и маршалы отправляли из Германии в Союз целые составы разнообразного добра для личного пользования.
Солдат американских окупационных войск, вовлеченный в кражи, в отличии от мародеров других стран относился к грабежу как к делу, к бизнесу, который требует вложений труда, инициативы, и умения создания организации.
Когда в период Американской Революции из волонтеров-минитменов, партизанских отрядов восставших, создавалась регулярная армия, Джордж Вашингтон, главнокомандующий, пригласил из Европы профессиональных военных, в основном немецких офицеров. Один из них, капитан фон Стюбен, возглавил офицерский корпус, и в течении нескольких месяцев муштровал будущих солдат.
Отчитываясь перед Вашингтоном за проделанную работу, в ответ на его вопрос, "Можно ли из американца сделать солдата?", фон Стюбен ответил, - "Не думаю. Немецкий солдат носит в своем ранце жезл маршала, американец бизнес-план, он и войну видит как бизнес."
Начиная с отцов-пиллигримов, для которых труд был высшей религиозной ценностью, по сегодняшний день умение делать Дело - высшая оценка человеческих качеств, даже если это дело уголовное, преступное. Успешный преступник-профессионал такой же бизнесмен, как и любой другой, он человек Дела. Что не вызывает уважения общества, так это отсутствие профессионализма. Хватательный рефлекс уличного вора может вызвать только презрение.
В фильме "Крестный отец", глава итальянской Мафии, Карлеоне, объясняет своим соратникам, что Мафия (ее итальянское название Коза Ностра - Наше Дело) - это бизнес в сфере сервиса, который потребитель не может получить через легальные каналы. Публика хочет секса, свободный доступ к которому перекрыт законом. Она его получит. Мгновенное получение денежных займов, минуя затяжную бюрократическую процедуру банка, разумеется, под огромные проценты. Возвращение долгов кулаком и пистолетом, которые в суде потребуют многолетних и часто безрезультатных процессов. Существует потребность убрать врага, конкурента, нежелательного свидетеля, мафия вам поможет.
Менеджмент корпорации Карлеоне анализирует эффективность и продуктивность вложений средств и рабочей силы, и делает это с той же тщательностью и профессионализмом, как и любая другая корпорация.
Преступность существует в любой стране мира, но воспринимается обществом по-разному. Американский подход демонстрирует национальный приоритет - уважение эффективности и производительности любого труда. Организованная преступность - это не сборище мелких воришек, таскающих все что плохо лежит, гангстерские кланы построены на принципе социальной иерархии, железной корпоративной дисциплины, специализации труда и создании рынка сбыта.
Когда после развала Советского Союза в США появились российские уголовники, они пытались войти в контакт с итальянской мафией, но, оказалось, что единственная профессиональная работа, которые они были способны выполнять для преступной корпорации, были только мокрые дела, заказные убийства. Во всем остальном они не соответствовали требованиям отлаженного, планового ведения уголовного хозяйства, они не могли работать в организации. По мнению лидеров нью-йоркской мафии, русские бандиты - это не гангстеры, это разнузданная шайка уличных хулиганов, играющих без всяких правил, не подчиняющихся никакой дисциплине, дисциплине криминального бизнеса.
Преступность неотъемлемая часть экономического процесса и преступный подход наиболее экономически оправдан, так как в нем доходы значительно превышают вклады. Бизнес, в котором соблюдаются законы, может рассчитывать, самое большее, на 10% прибылей. Бизнес, играющий на грани закона или за его пределами, получает сотни, тысячи процентов.
Преступность имеет две формы - индивидуальную и организованную. Организованная преступность отличается от индивидуальной, уличной, огромными суммами, которыми она манипулирует, а это возможно лишь при использовании тех человеческих и технологических ресурсов, которые может предоставить только организация. Индивидуальная инициатива может принести лишь крохи.
Поэтому, хотя преступления корпораций принято называть "беловоротничковой преступностью", правильный термин - "организованная преступность", термин применяемый по отношении к мафии. Недаром, в обиходной речи, корпорации называют мафией - мафия нефтяников, мафия врачей, профсоюзная мафия...
Грандиозные аферы последних десятилетий сделали всемирно известными имена финансистов Ивана Боевски, Майкла Милкена, Чарльза Киттинга. До их ареста американская пресса преподносила эти имена как образцы научного менеджмента, их называли финансовыми гениями, титанами Большого Бизнеса, ими восхищались миллионы. Они, действительно, были талантливыми организаторами работы огромного аппарата корпораций, и тысячи рядовых работников участвовали в ограблении публики в грандиозных масштабах.
Когда на суде Майкла Милкена спросили, почему он обманул не только миллионы вкладчиков, но и своих ближайших друзей, он ответил, - "Если я не буду делать деньги на своих друзьях, на ком же я их буду делать". Для истинного бизнесмена не только безымянная публика, но и его родственники и друзья также средство обогащения. От него нельзя ожидать какой-либо лояльности по отношению к конкретным людям, он верно служит только Делу.
Доход Милкена в 1986 году 296 миллионов. В 1987 году его заработок составил 550 миллионов. В результате афер Милкена сотни тысяч потеряли свои сбережения, многие потеряли работу. Майкл Милкен получил тюремный срок за свои противозаконные манипуляции на бирже, был осужден также и общественным мнением. В период суда над Майклом Милкен стала популярной ироническая песенка:
Я обдул, всех обдул
И наверное вы в гневе.
А я рад как лиса в чужом хлеве.
Уолл-Стрит мой дом родной,
А вы наверное продали свой.
Студенты школы бизнеса в университете штата Пенсильвания сочинили, по тому же поводу, песенку-дразнилку :
Я мухлюю, мухлюю, мухлюю.
И гордо кричу как петух.
Вы потеряли, а я приобрел,
Вам не на что жить,
А мне наплевать, я буду шутить.
После окончания университета студенты школы бизнеса Пенсильванского университета начнут работать в крупных корпорациях, и, естественно, оставят позади свой юношеский максимализм. Сама логика работы корпораций вынудит их подчиниться общим правилам игры. Во многих университетах в обязательную программу входит "курс этики бизнеса", но можно ли научить волка питаться овощами.
Как пишет автор нашумевшей книги "Почему мы ведем себя как американцы", - "Если какой-либо наивный представитель корпоративной номенклатуры будет честным в буквальном смысле слова, он неизбежно окажется за воротами."
Рядовые работники корпорации, вовлеченные в махинации своей кампании, участвуя в обмане и манипуляциях своего работодателя принимают их как неизбежность. Протестовать против аморальной тактики кампании означает быть выброшенным за ворота и оказаться в черном списке, все двери других корпораций будут закрыты. Кто хочет быть героем? Даже близкие люди и друзья назовут ваш поступок идиотизмом. И, действительно, не считай себя лучше других, будь как все, ведь это естественная форма ведения бизнеса, не пытайся переделать мир.
"Наш идеал - большие деньги. Идеал рождает несметные полчища преступников и они истинные герои. У них одна мораль, мораль победы. Они не верят ни в какие правила, законы, нормы, поэтому они побеждают всегда. Их успех доказывает моральное превосходство мошенников над толпами верящих в честную игру (fair game) дураков.", писал Р. Милл, классик американской социологии.
"Сегодня, с отдельного человека полностью снята ответственность перед обществом, "If it feels good, do it.", если ты чего-то хочешь, делай, "Good guy finish last", честный человек приходит к финишу последним. Побеждает только тот, кто играет без правил." Социолог Тома Керр.
Профессор истории Американского университета в Вашингтоне, Майкл Казин, - "Сегодня, когда большинство работников корпораций являются держателями акций своих работодателей, и, в той или иной мере, вовлечены в махинации своих кампаний, у всех возникает иммунитет к повсеместному обману. Наша экономика становится все более демократизированной, в ней принимает активное участие большая часть населения. Каждый, владеющий даже минимальным количеством акций, чувствует себя участником азартной игры, в которой махинации за карточным столом обязательная часть процесса."
Разумеется, можно создать свой собственный бизнес и попытаться в нем быть в нем честным, но мораль хороша для отношений с близкими людьми, а в бизнесе, по определению, существует только мораль успеха. Можно осуждать мошенника, залезающего в чужой карман за отсутствие морали, но может ли работник осуждать свою корпорацию, вместе с которой он проводит ту же операцию в миллионах карманов. Ведь благодаря корпорации он имеет средства к существованию. Корпоративная преступность - это не вульгарное мелкое воровство, к которому можно испытывать только презрение. В ней используется сложная структура, многообразные приемы, изощренная техника манипуляций. Это большой, хорошо организованный бизнес, а уважение к успешному ведению Дела всегда было национальным приоритетом.
Как писал Марк Твен, - "Если ты украл $20, ты вор. Если ты украл $200.000, ты бизнесмен. Если ты украл 2 миллиона, ты финансист."
С неизбежной регулярностью пресса публикует имена тех, кто попал в поле зрения закона, но закон не всевидящ, он замечает только экстремальные ситуации. Но даже те факты, которые всплывают, говорят, что это не исключение из правила - это правило, из которого бывают исключения.
В 2005-2007 году под суд были отданы 22 крупнейшие корпорации страны, среди них - Enron, Xerox, Haliburton, Aol, Time Warner, Kmart, WorldCom. Их руководители за два года получили зарплату в общей сумме 15 миллиардов долларов, в то время как акции их кампаний потеряли 500 миллиардов своей стоимости. Это сумма, которую потеряли вкладчики, акционеры и потребители.
В 2008-ом году, те, кто привел глобальную экономику на грань краха, менеджеры крупнейших корпораций страны, получили компенсацию за творческий подход к финансам - 70 миллиардов долларов. А кампания AIG, обанкротившись и получив многомиллиардный заем от государства, тут же выделила бонусы 160 менеджерам, в среднем каждому по миллиону.
Корпоративную философию четко определил один из первых капитанов индустрии, железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт в конце 19-го века, который после обвинений прессы в том, что его кампания устраняет конкурентов, устраивая на их линиях катастрофы с большим числом человеческих жертв, - "Мы в этом бизнесе вовсе не для того, чтобы служить обществу, мы в нем потому, что он приносит большие деньги."
Капитанов индустрии в 19-ом веке называли баронами-грабителями. Строя свои индустриальные империи, они не стесняясь в средствах для достижения своих целей, нанимали бандитов для охраны, угроз конкурентам, запугивания рабочих.
Результатом ожесточенной войны за ресурсы, за рынки сбыта стала концентрация экономической власти в руках наиболее беззастенчивых и бесчеловечных представителей бизнеса, создавших новую экономическую инфраструктуру, предоставившую жизненный комфорт многомиллионным массам. Постепенно общество стало забывать о той плате которую оно заплатило за улучшение условий своей жизни и имена баронов-грабителей превратились в героев американской жизни.
Кто сегодня помнит как создавались богатства Вандербильтом, Рокфеллером, Морганом? В бизнесе важен не путь, не средства, а результат.
Характерна реакция средств массовой информации на факты о криминальной практике большого бизнеса. Они становятся известны только во времена громких скандалов, и затем исчезают со страниц прессы и экранов телевизоров. У публики эта тема не вызывает интереса.
Зато индивидуальные преступления, особенно акты насилия - главная тема средств массовой информации, она появляется на первых страницах газет, службы телевизионных новостей посвящают им большую часть своего времени - это наиболее популярный информационный продукт
Ограбление миллионов в течении многих лет банками, страховыми кампаниями, корпорациями, или в результате биржевых махинаций, проходит без всякого драматизма, хотя потери общества от организованного грабежа корпораций несопоставимы с мелким, в денежном выражении, уличным ограблением.
Тема индивидуальной преступности так широко освещается прессой не только потому, что драматизм конкретного преступления повышает их рейтинг, но и потому, что она широко распространена. США - лидер среди других индустриальных стран. Число грабежей на душу населения в Америке в 5 раз больше чем в среднем в Европе. Количество убитых на душу населения в Соединенных Штатах в 2000 году было в 10 раз больше, чем в Англии.
Часто объясняют высокий уровень преступности тем, что значительную часть населения в США составляют новые иммигранты.
"Принято считать, что новые иммигранты приносят волну преступности из своих стран в Новый Свет. Но большая часть иммигрантов были законопослушны в своих странах. Если они нарушают законы, то, в основном, благодаря общим условиям жизни и нравственной атмосфере своей новой страны. Беззаконие было и есть наиболее характерное качество американской жизни." Джон Адамс Труслоу, потомок семьи Адамс, давшей стране двух президентов и нескольких выдающихся политических лидеров страны.
Эту закономерность отметил и криминолог Сюзерленд в 30-ые годы прошлого века. Исследуя причины преступности в Гонолулу, он обнаружил, что японская община, живущая замкнутой жизнью внутри своего этнического гетто, имела самый низкий уровень преступности. Там, где японцы жили и работали, смешавшись с основным населением, уровень преступлений был наиболее высок.
Начиная с середины 19-го века по сегодняшний день Америка абсорбировала десятки миллионов иммигрантов. Наиболее успешными среди них были те этнические группы, которые были способны создавать свои организации, профессиональные союзы, союзы бизнесменов и мафиозные "семьи". Мафиозные группы - итальянцы, ирландцы, евреи, а позднее вьетнамская, китайская, доминиканская и мексиканская мафии, отличались от всех других, легальных объединений иммигрантов тем, что давали иммигрантам значительно большие возможности для экономического роста.
Иммигранты, являясь объектом беспощадной эксплуатации и субъектом недоверия и унижений со стороны коренных жителей страны, видели в американских законах, легализующих нарушение их гражданских прав, своего врага, а в мафии защитника. Иммигранты предпочитали третейский суд крестных отцов, godfathers, официальному американскому суду.
Мафия, вместо бездушного и часто пристрастного к иммигрантам американского суда и полиции, предлагала "семейный подход". Мафия распределяла рабочие места, и в, некоторых случаях, организовывала помощь больным и бедным. Мафия создавала, таким образом, массовую поддержку в своих иммигрантских гетто. Также, как это делают крупные корпорации, жертвуя огромные суммы на благотворительные цели. Любой бизнес нуждается в общественном престиже.
Иммигрант, в одиночку, был лишен возможности использовать преимущества американской демократии - личную свободу, высокую социальную мобильность и слабость государства. Мафия же могла эффективно пользоваться преимуществами свободного рынка и гражданских свобод, потому что обладала силой и влиянием, она была организацией, в чьих руках скапливались огромные денежные средства, самый мощный инструмент бизнеса и политики. Легальные же организации иммигрантов, как правило, были малоэффективны, они существовали на мизерные суммы в виде членских взносов.
Для иммигрантских мафий образцами ведения бизнеса были крупные корпорации, используя те же организационные приемы в аккумуляции богатства они создавали влиятельные преступные синдикаты с доходом в сотни миллионов долларов.
Фильм "Крестный Отец" показывал итальянские семьи, бежавшие из своей страны от насилия, коррупции и эксплуатации. У них, в своей стране, не было возможностей подняться с социального дна, так как неподвижная социальная структура Италии 19-го века закрепляла все привилегии за классом лендлордов, включая и сицилийскую мафию, защищавшую интересы крупных землевладельцев.
В новой стране, несмотря на то что иммигранты попадают на то же социальное дно, у них, тем не менее, есть шансы воспользоваться возможностями свободы индивидуального предпринимательства и наиболее энергичные, амбициозные, и способные идти на риск, выбирают преступные формы бизнеса, потому что они предоставляют самый короткий путь к экономическому успеху.
В средневековье низшие классы видели в разбойниках, как, например, в Робин Гуде, силу, в какой-то степени восстанавливающую социальную справедливость. Организованная преступность вовсе не рассматривает себя как организацию борцов за справедливость. Также, как и другие деловые корпорации, они участвуют в конкурентной борьбе, азартной и часто опасной игре с высокими ставками. В борьбе за успех, за Американскую Мечту.
До появления фильма "Крестный Отец" гангстерские фильмы были единственным жанром, в котором допускалось отсутствие хэппи-энда. Гангстер в конце фильма погибал. В этом была дидактика фильма, нельзя добиться успеха вне легализованных каналов. Правда, сама жизнь не подтверждала эту истину.
Огромный экономический успех мафии во время Сухого закона принес организованной преступности небывалый ранее престиж. Сухой Закон превратил шайки гангстеров, добывавших средства существования мелким грабежом, шантажом и вымогательством, в менеджеров огромного бизнеса.
В 1920 году, с введением Сухого закона, вся индустрия производства алкогольных напитков перестала существовать, но спрос не только не исчез, он увеличился. Бурные Двадцатые годы были временем преуспеяния для большинства населения, и спрос на все виды увеселений резко поднялся. Для того чтобы ответить на запрос публики необходимо было заново, с нуля, создать вино-водочную индустрию. Для этого нужна была огромная армия рабочей силы, необходимо было оборудование, транспорт по доставке товара, система продаж, поддержка бизнеса полицейским аппаратом, и разумеется охрана всей инфраструктуры. На территории всей страны в охране участвовало приблизительно около десяти тысяч "солдат" Мафии. В производстве, транспортировке и продажах было занято 2 миллиона работников. Это был огромный, хорошо отлаженный бизнес, действующий точно также как любая крупная корпорация.
После отмены Сухого Закона Мафия стала инвестировать накопленные капиталы в контроль легальных сфер индустрии - перевозки, строительство, уборку мусора, а в послевоенное время и легализованных азартных игр, что превратило Мафию в одну из крупнейших корпораций страны.
Успех Мафии, экономический успех организованной преступности, был, во многом, подтверждением того, что в условиях конкуренции только организация, корпорация может добиться реального, осязаемого успеха. Перед отдельным предпринимателем общество ставит неисчислимые барьеры, и особенно для иммигранта. Только организация в любой сфере бизнеса, будь это бизнес легальный или криминальный, гарантия победы.
Способность гангстерских сообществ создавать сложные организационные структуры бизнеса, находить в нем новые пути, и мужество в условиях угрозы тюремного срока или убийства конкурентами, не может не вызывать уважения у американца, воспитанного на идее - "Дело, бизнес прежде всего".
Мафиозо окружен романтическим ореолом, он, несмотря на опасность, нарушает закон чтобы добиться того же, чего хотят все законопослушные граждане страны, успеха. В отличии от них, он идет к своей цели в условиях высокого риска и добивается экономического успеха и благополучия своей семьи. А успех и благополучие семьи и есть фундаментальные принципы американской жизни. Что не прощается - поражение в борьбе за успех и предательство интересов семьи.
Итальянская мафия - это наиболее известная часть мира организованной преступности, но ее численность, по оценке ФБР, всего лишь несколько тысяч. Количество же индивидуальных уголовных дел, хранящихся в информационной базе данных Министерства юстиции, составляет 50 миллионов.
Большая их часть связана с преступлениями, использующими насилие, а насилие было широко распространенным с момента основания страны. Как гласит старый и вечно новый лозунг - "Violence as American as the apple pie", насилие такое же типичное для Америки блюдо, как яблочный пирог.
Исторически, агрессивность американца следствие протестантской доктрины - идея борьбы с природой, вне и внутри человека. На принципе борьбы всех со всеми построена вся экономическая цивилизация, а широкая преступность лишь следствие этого принципа. Недаром социолог Даниел Белл назвал свою работу об истоках преступности в США "Crime is the American way of life", преступность - это американский образ жизни.
Америку называют страной неограниченных возможностей, "Land of unlimited оpportunity", где "Sky is the limit", предел только небеса, и, по замечанию социолога Эмиля Дуркхайма, если возможности беспредельны, то и ограничения, практические и моральные, могут быть преодолены.
Специфическое прошлое Америки, где цивилизация создавалась в условиях первозданной природы, сформировало характерный подход к решению проблем, использовался самый короткий и самый простой путь. В борьбе с природой моралист не выживал, мораль - результат развития цивилизации и вне цивилизации неприменима. Поступок правилен, когда он ведет к выживанию, и неправилен, когда ставит жизнь под угрозу, на моральные реминисценции просто не было времени.
Америка создавала новый мир, новую цивилизацию, противостоящую природе в своем материальном воплощении и, в то же время, возвращала человеческое общество к тем формам отношений, которые существовали в природе, борьбе за выживание, в которой побеждает сильнейший. Условия конкурентной борьбы требовали творческого подхода и мгновенных решений, уголовные законы и законы морали усложняли путь к достижению цели, поэтому преступление, как инструмент делового процесса, стало органической чертой нового общества.
Генри Торо: "Вынужденный опираться только на себя, американец определяет свою свободу, как независимость от закона и традиций. Американец принимает закон, когда он на его стороне, и отвергает, если он против. Только он сам решает, что справедливо и что нет."
"The gospel of money was a gospel of violence", молитва о деньгах была молитвой насилия, писал Алексис Токвиль об этом времени, первой трети 19-го века.
В романе "Мартин Челзвик" Диккенс описывает, по его определению, типичного американца этой эпохи, Ганнибала Чоллопа, - "Сей достопочтенный джентльмен носит в карманах своего сюртука несколько револьверов, и на поясе огромный нож, который он ласково называет "Потрошитель", а свою саблю, не менее нежно, "Щекотун". Он славится своей галантностью. Oдин из эпизодов ее проявления описывали местные газеты, когда мистер Чоллоп, с присущим ему изяществом, саблей проткнул глаз своему оппоненту."
Борьба за богатства приобрела еще больший накал в период освоения Дикого Запада, где создавались новые индустриальные империи, началом роста которых стали новые железные дороги, связавшие восточное побережье с западным. Владельцы железных дорог устраивали катастрофы на линиях конкурентов, владельцы заводов нанимали бандитов для запугивания рабочих и подавления стачек, профсоюзы нанимали других бандитов для сдерживания бандитов, нанятых хозяевами.
Это была непрерывающаяся война всех со всеми, люди убивали друг друга за землю, воду, рудники. Закончив уничтожение индейцев и получив землю, ковбои-скотоводы и фермеры начали непрерывную войну другу с другом. Достаточно посмотреть несколько ковбойских фильмов, чтобы увидеть тот огромный накал войны всех со всеми за богатство, в какой бы форме оно не воплощалось.
В фильме, "Ones upon a time in the West", Однажды на Далеком Западе, показывается как банда мародеров, грабящих поселки на новых территориях, начинает строить железную дорогу, дорога может принести им не случайную и достаточно мелкую добычу, дорога может сделать каждого из них миллионером и респектабельным джентльменом. Они не только убивают конкурентов, терроризируют фермеров и ковбоев, захватывая те участки, по которым должна пройти будущая железная дорога. Они, засучив рукава, начинают строить дорогу в поте лица и, в будущем, эта разудалая и бесконтрольная вольница в грязных отрепьях превратится в респектабельных джентльменов в белоснежных, накрахмаленных рубашках и фраках от модных портных.
Превращение бандитов в менеджеров корпораций происходило и в постсоветской России, и заняло не несколько десятилетий, как в США, а всего лишь несколько лет. Психология и этические нормы новых хозяев жизни соответствовала практике "первоначального накопления капитала". Переход из воровской малины в респектабельный офис потребовал не только смены кожаной куртки на костюм от Кардена, сменился также принцип ведения дел, от дел "мокрых", к "сухой" бюрократической процедуре, внутри которой требовались уже не силовые приемы, а сложная система обмана и манипуляций.
Бандит-братан в 90-ые годы превратился из парии советского времени, в героя новой жизни. В последнее же десятилетие его престиж еще больше возрос, в костюме от Кардена он стал еще более привлекателен. В российском пантеоне героев преступник начинает занимать то же место которое он имел в Америке с момента создания капиталистических отношений.
В условиях рыночного общества преступник превратился в более популярную фигуру героем, нежели государственные деятели, бизнесмены или люди искусств. Он воплощал индивидуальную свободу, доведенную до логического конца. Гангстеры, киллеры и серийные убийцы становились предметами культа. Во многих районах страны можно найти музеи - "Залы славы выдающихся грабителей".
Американская публика, в своем большинстве, не знает истории своей страны, не знает имен большинства президентов, не говоря уже о мировой истории, но такие имена, как Джесси Джеймс, Бенни и Клайд, Претти Бой Флойд, Ма Бэккер, Джон Диллинджер, Ал Капонэ, Лепке-Бухалтер, Багс Моран, Багси Сигель. Эти имена знают все.
Им посвящены тысячи книг и исследований, многотомные труды рассказывают в подробнейших деталях об их жизни. Голливуд создал сотни фильмов о великих гангстерах. Более двадцати были посвящены легендарному грабителю, Биллю Киду. По свидетельству тех, кто с ним встречался, это был худой коротышка с покатыми, бабьими плечами, гнилыми зубами, и выглядел полным дегенератом. Каким он был в реальной жизни не имеет особого значения. Билли Кид, как и многие другие бандиты его времени, вначале 20-го века, в глазах общества были символом, символом противостояния индивида новому индустриальному обществу, где только принадлежность к организации, картелю, корпорации дает шансы на успех.
Сегодня грабителя-индивидуалиста вытеснил с первого места другой герой, менеджер корпорации, рядом с которым бандит-одиночка выглядит дилетантом. Его методы примитивны в сравнении со сложной техникой обмана и манипуляций современного мошенника-профессионала.
Телевизионная серия "Melrose Place" 90-ых годов, одна из самых успешных, показывала группу молодых профессионалов, менеджеров корпорации, пользующихся всеми криминальным средствами - обманом, вымогательством, шантажом и убийством. Герои не только внешне привлекательны, они обаятельны в процессе своих манипуляций. Успех - это не только награда за самоотверженный труд - это реализация всех человеческих талантов.
То, что раньше могло шокировать зрителя, как скажем, фраза героя Майкла Дугласа в фильме "Wall Street", биржевого агента, не брезгующего любыми средствами, "greed is good", жадность прекрасна, жадность двигает экономику страны, сегодня никого не может возмутить.
Герои сегодняшнего кинематографа, представленных плеядой актеров, таких как Майкл Дуглас, Джон Малкович, Весли Снайпс, Джеймс Спайдер, не входят в конфликт с обществом, не испытывают никаких нравственных терзаний по поводу аморализма системы, они просто пользуются теми возможностями, которое общество предоставляет.
Идеалы 60-ых годов, высокая мораль, ответственность перед обществом, право на личную свободу, потеряли свою привлекательность, утратили свой социальный и моральный пафос. Сегодняшняя пресса следующим образом оценила фильм шестидесятых, рассказывающий о владельце независимой газеты, который, рискуя своим благополучием и, в конечном счете, жизнью, пытается привлечь к суду главу местной мафии, подкупившего большинство местных политиканов и обладающего большей властью, нежели любой бизнесмен или политический деятель города - это история конфликта амбиций газетчика и мафиози. Моральные категории, борьба добра со злом, стали восприниматься как анахронизм.
Если считать, что искусство отражает наиболее важные для общества вопросы жизни, то массовая культура отвечает на эти вопросы, тема преступности в ней занимает доминирующее место. Она не только отвечает на вопрос "Что делать?", но и на вопрос "Как делать?", но не отвечает на вопрос о социальных причинах преступности. Искусство, став индустрией развлечений, продает товар на который существует огромный спрос - показатель того, что тенденция находить самые короткие пути к успеху широко распространена в обществе.
Более двух миллионов заключенных в американских тюрьмах - это неудачники, те кто неспособен к манипуляции другими и обману внутри рамок закона. Система предоставляет огромное количество возможностей именно в этой сфере, а это широкая творческая база для самовыражения, проявление индивидуального таланта, игра, в которой победитель самоутверждается как активный участник делового процесса.
Автомеханик определит владельцу машины, врачу, несуществующую проблему в моторе, которая принесет ему наибольшую прибыль. Врач назначит пациенту, автомеханику, тот набор ненужных пациенту тестов, который увеличит его доход. Продавец страхового полиса навяжет клиенту, водопроводчику, страховку, которая ничего не покрывает. А водопроводчик, за минимальную работу в доме страхового агента, сдерет с него три шкуры.
В деловую игру в вовлечены все слои населения, все эксплуатируют всех. В динамике перехода денежных знаков из одних рук в другие, они оказываются у наиболее энергичных, наиболее беззастенчивых, наиболее гибких в достижении личного успеха. Они и двигают экономику, увеличивая ее коэффициент действия в целом, во всей стране.
Конкурентная борьба в свободной экономике сформировала американский национальный характер, такие его качества как энергия и умение генерировать новые идеи, новые методы, способность к преодолению устаревших норм, смелость в нарушении общепринятых запретов, преодоление всех физических и практических границ, поиск новых неизведанных путей, смелость первооткрывателя. Эти качества национального характера также и причина высокого уровня преступности в США.
"Преступность в нашей стране имеет функциональную роль, и рассматривается обществом не как антиобщественный акт, а как бизнес другим путем.", писал Даниел Белл, ведущий американский социолог в 60-70ые годы прошлого века,.