Jr. Painkillerкак и ожидалось:
"Полторы комнаты, или сентиментальное возвращение на родину":
мне нравится, что сцены фильма сняты не вышколено-идеально, а имеют множество моментов, когда мы больше видим Раневскую и Юрского нежели персонажей (это если брать начало фильма; хотя дальше, я думаю, это тоже прослеживается) родителей Бродского. мне это приятно тем, что таким образом жизнь "там" мне кажется ближе и интимней, чем если бы это было переснято за 50 дублей и все было бы совсем уже на автоматизме.
конечно же большое место занимает анимация, в которой доминирует персонаж кота. насколько мне известно Бродский очень любил котов и зачастую сам себя сравнивал с этими животными. в одном интервью он даже на вопрос "кем Вы хотите стать в следующей жизни" вполне серьезно (как мне могло показаться) ответил "котом". так вот благодаря анимации этот фильм не смотрится просто как что-то автобиографичное или документальное. именно в ней и заключается много мыслей и переживаний поэта. точнее, с помощью неё это нам показывается.
понравилась вставка со Сталиным, которого обрывает мама Бродского на интересных словах "для евреев у меня есть хорошая идея. ты любишь путешествовать?..".
также прекрасно дополняют фильм стихотворения, звучащие за кадром. жаль их читает всё тот же Дитятковский, а не сам автор. хотя, так наверное правильней, не знаю. иначе получилась бы мешанина. (а в конце фильма, как мне показалось стих "Стансы городу" читает Бродский.)
поразил телефонный разговор Бродского с матерью. разговор людей, которым определенно есть что сказать друг другу, а вместо этого они несут самую банальную чушь, понимая бесполезность всего происходящего. очень понравился этот режиссерский ход.
самым неожиданным была декламация высокопоставленной дамы (я так и не понял, кто она; Бродский обратился к ней "Ваша светлость") "лишь двух строк из русской поэзии" - "оглянись честной народ - может кто тебя ..." - ну дальше, я думаю, помните. и после этой фразы она сохраняет такое невозмутимое лицо, что у меня всякий раз складывалось впечатление, что никакая это не актриса, и что я действительно смотрю любительскую запись из архива Бродского с Рейном, рассказывающим анекдот, сидя рядом не с Дитятковским, а непременно с Бродским.
ну и конечно второй телефонный звонок (а если брать во внимание самый первый звонок в самом начале фильма - то третий), когда Бродский звонит домой и хочет уточнить, что же поется в песне - "на ладони" или "на погоне". вот это - единственный момент, где у меня всегда волей-неволей начинают скатываться из глаз слёзы. каждый раз.
а ещё я всегда остро чувствую запах сигаретного дыма всякий раз, когда смотрю этот фильм. ну, это уже, видимо, атмосферное
ну и финал. особенно хороша фраза матери, когда уже взрослый Иосиф "возвратился" на родину - "ну и как ты будешь жить без всеобщего
обязательного среднего образования?" - "не знаю. буду писать. получу Нобелевскую премию"
. эта сцена мне по-своему нравится. это фантазия режиссера, так что здесь особенно интересно и самому поразмышлять: а как всё было бы, если бы Бродский все-таки вернулся в Ленинград? и дальше - когда его родители рассказывают, как они умерли. а затем "а ты, Йося?" - "а что я?" - "а ты как умер?" - "а что, я умер?".
в последних сценах - письмо к президенту. "единственная правота - доброта".
и в самом конце: "Городок замело - не видать полей. Так бело, что не может быть белей". люблю эти строки.
а вот кто мне объяснит кадр, на котором Дитятковский с мальчиком, который сыграл маленького Бродского? перед самыми титрами.