Поговорим о "Вавилонской библиотеке" Борхеса?

Беседуем о художественных произведениях, написанных в жанре "проза". Делимся впечатлениями о прочитанном, обсуждаем новинки, произведения любимых авторов

Модераторы: The Warrior, Лесная Соня

Поговорим о "Вавилонской библиотеке" Борхеса?

Сообщение НатэллаСорэ » Вт ноя 04, 2008 9:05 pm

Итак, Борхес. Хотелось бы услышать ваше мнение именно об упомянутом мною произведении (не возбраняется и обсуждение творчества Борхеса в целом). Если вы помните, там очень много весьма загадочных чисел. Так вот, прочитав "Библиотеку" впервые, я повстречала человека, который прочёл то же самое произведение и не смог успокоиться - числа не давали ему уснуть, вставали вопросительными знаками, одолевали дни и ночи. Точно такая же ситуация была и у меня. Каждый ответит на вопрос по-разному и все интерпретации уместны. У меня тоже есть своя. Нашла старый блокнот, где покоились заметки по поводу "Библиотеки".

"Ради интереса я взялась разобраться с самым непонятным местом в тексте. Ясное дело, я говорю об этом: «На каждой из стен каждого
шестигранника находится пять полок, на каждой полке - тридцать две книги
одного формата, в каждой книге четыреста страниц, на каждой странице сорок
строчек, в каждой строке около восьмидесяти букв черного цвета». Признаться, я находилась в замешательстве. Решила подойти к загадке следующим образом: раз Борхес оперирует с числами, то работать мне нужно подобным образом; а именно – преобразовать. Изначально весь этот сумбурный поток чисел навёл меня на мысль о том, что автор нарочито выбрал некую кольцевую позицию. То есть, начав с шестигранника он к шестиграннику и выведет. Как оказалось, я права. Ну, или мне так кажется на сегодняшний момент. Возможно, я просто не доросла до разгадки этой тайны, но, честное слово, мне показалось, что в данном отрывке «Вавилонской библиотеки» не имеет особого значения расстановка всех этих полок, число букв и прочее. Это просто паутина тщательно подобранных чисел. Итак, получилось следующее:
1. «на каждой из стен каждого шестигранника находится пять полок». Из этого следует, что стен у нас 6, а полок 5, что приводит ровно к 30 полкам.
2. «на каждой полке 32 книги». Полок у нас 30. умножаем на 32 и получаем ровно 960 книг.
3. «в каждой книге 400 страниц». Умножаем число книг на число страниц. 960* 400 = 384 000 страниц.
4. «на каждой странице 40 строчек». Умножаем число страниц на число строчек. 384 000 * 40 = 15360000.
5. «в каждой строке около 80 букв чёрного цвета». 15360000 * 80 = 1228800000. хотя это борхесовское «около» меня смутило.
Теперь осталось сложить преобразованные числа путём теософического уменьшения:
То есть, 30 полок, 960 книг, 384 000 страниц, 15360000 строчек и 1228800000 букв чёрного цвета. Это будет равняться 1244544990. теперь преобразовываем далее (сочетаем все числа, входящие в сумму путём сложения). Это будет 42, а из него (4+2) получим ЧИСЛО 6.Мы вновь пришли к шестиграннику.

Борхес сравнивает Вселенную с Библиотекой (которая вечна), каждого человека – с книгой. Если человек представлен как шестигранник, то Бог – как сфера. Если Бог – это Библиотекарь, то человек – несовершенный библиотекарь. Теперь конкретно о геометрических фигурах. Шесть имеет отношение к творению и число это человеческое, но несовершенное, в то время как сфера, то есть шар – совершенна, ибо вмещает в себя всё. Пифагорейцы говорили о числе 10, как числе совершенства.

Второй слой смысла «Вавилонской библиотеки». Она внутри каждого из нас. Юнг назвал бы эту библиотеку хранилищем человеческой мудрости, то есть «коллективным бессознательным».

Строки «Число знаков для письма равно 25». Я высказала версию, что это иврит. Но в иврите 22 буквы, которые считаются священными. Откуда взялись ещё три: я так же предположила, что эти три ЗНАКА (заметьте, именно знаки, а не буквы) есть точка, пробел и запятая. Как я убедилась позже (разыскав в Интернете комментарии), гипотеза верна. Вот ещё один нюанс: 22 буквы еврейского алфавита действительно считаются священными, более того – живыми существами, некими силами, с помощью которых и произошло творение.

Привлекает внимание строка: «Одна книга, которую мой отец видел в шестиграннике пятнадцать девяносто четыре…» По всей вероятности, Борхес имеет в виду 1594 год. Не сложно понять, что шестигранник, «в котором» можно что-то увидеть является просто телом, человеческим телом, которые мы меняем каждое воплощение, путешествуя по Библиотеке.

Почему же всё-таки библиотека ВАВИЛОНСКАЯ? Раз дело касается иврита (а значит, и каббалы), сакральной геометрии, древнейшей философии, библиотека называется вавилонской просто потому, что каббала пришла к евреям по линии вавилонской магии.

Фраза «410 страниц неизменных MCV»меня изрядно напрягла. Раз Борхес говорит именно об иврите, стоит обратиться к этому древнему языку и его священным буквам. Итак, перед нами буквы Мем Самех Вау. Работаем с ними:
Мем. Число её 40. буква-Мать.
Самех. Число её 60. простая.
Вау. Число её 6. простая. Сфера «Тиферет» на древе жизни. Солнце.
Сумма даёт нам число 106. это число соответствует слову «Сила» (BIA). Не удивляйтесь аналогиям, ибо есть три великих путей каббалы, один из которых называется «гематрия», работающий именно с числовыми соответствиями. Кроули написал, что число 106 соответствует "NVN, Nun, рыбе. Число смерти ... рыба как символ Искупителя... Иисуса Христа, Сына Бога, Спасителя".
С 410 дело не клеится. Я, право, не знаю, что оно означает. Сначала я попробовала было перевести это число в буквенное выражение. 400 соответствует букве Тау, а вот с десяткой возможны различные комбинации. Хоть 4 и 6 (далет и вау), хоть 5 и 6 (хе и вау), хоть 8 и 2, хоть 9 и 1 и так далее. Словом, Борхес определённо имел в виду какое-то имя/слово, составленное из уже данных MCVи ещё двух-трёх букв, которые нам неизвестны. К сожалению, я не столь знаю иврит, чтобы пробежаться по всему алфавиту, подмеряя разные слоги до тех пор, пока не сложится определённое слово. Одно ясно: 410 страниц содержали текст, имеющий отношение к Силе. Причём, сила эта была божественной.
Борхес по какой-то причине утверждает, что три буквы не могут принадлежать ни к какому языку. Но мне кажется, он нарочно сделал это замечание. Так или иначе, я не могу расшифровать эти буквы по банальной, но распространённой причине: не знаю всех древних языков.

Примечательны комментарии автора: «Раньше на каждые три шестигранника приходился один человек». Дело в том, что в каббалистическом учении существует теория, согласно которой один дух может управлять двумя-тремя разными телами, то есть, быть несколькими людьми одновременно. Борхес об этом знал. Меня смущает тот факт, что автор постоянно и упорно ссылается на арабский, хотя по всему видно, что он имеет в виду иврит. Не могу знать причины, по которой он желает спутать карты.

«во всейогромной Библиотеке нет двух одинаковых книг». То есть, каждый человек неповторим, не смотря на то, что все мы состоим из «одних и тех же элементов».

В одном единственном месте Борхес даёт намёк на то, что говорит он об иврите. Он вскользь упоминает гностические сочинения Василида и Евангелие. А ведь мог бы обратиться к арабским текстам.

«Еще в то же время все ждали раскрытия главных тайн человечества:
происхождения Библиотеки и времени». Как прав был Борхес, заглянувший в будущее человечества.

Борхес всегда предоставляет читателю много слоёв реальности, каждый его символ имеет множество толкований. Те же шестигранники. Это и люди и книги, сходства между которыми автор справедливо отметил.

Вот очень важные строки: « Известно и другое суеверие того времени: Человек Книги. На некоей полкев некоем шестиграннике (полагали люди) стоит книга, содержащая суть и
краткое изложение всех остальных: некий библиотекарь прочел ее и стал
подобен Богу». Людям всегда было свойственно отправляться на поиски некой высшей тайны, они рассекали мир по всем направлениям, не понимая самого главного – тайна находится внутри их. Человек Книги, ставший Богом, понял это раньше. Мало того, что понял, - он нашёл Тайну, не сходя с места. Это и называли «обретением философского камня» древние алхимики.

Борхес говорит о лучших книгах, указывая даже их названия. Я сразу поняла, что, так называемая, «Причёсанный гром» является книгой «Гром. Совершенный Ум» (гностическая книга). Две другие расшифровать не удалось, к сожалению. Возможно, одна из них имела отношение к Абраксасу, а другая являлась «Изумрудной скрижалью».

Вообще «Вавилонская библиотека» - одно из самых неоднозначных, глубоких и сложных произведений Борхеса. Малый объём, но сколько смысла! То же самое можно сказать и о «Поймандре» Гермеса".



У кого есть мысли по этому поводу, с интересом ознакомлюсь. И, собственно, как вам творчество Борхеса, господа?
Аватара пользователя
НатэллаСорэ
Участник
Участник
 
Сообщения: 192
Зарегистрирован: Сб окт 18, 2008 11:41 am

Сообщение The Warrior » Чт ноя 13, 2008 5:23 pm

Знаком со сборниками рассказов Борхеса. Он экспериментирует с языком, сюжетами, образами, подтверждая статус писателя-авангардиста.
Понимание подтекста произведений часто неотъемлемо связано со знанием истории и культуры Аргентины, что представляет собой некоторую проблему для российского читателя :).
Интересный автор, интересный человек... Его фамилия ассоциируется у меня, прежде всего, с замечательной книжной серией издательства "Амфора" (к сожалению, тираж её был достаточно мал) "Личная библиотека Борхеса", познакомившей меня, к примеру, с тем же волшебным Эдвардом Дансейни.
"Счастье – это значит быть счастливым; это не значит стараться уверить других в том, что ты счастлив"
/Жюль Ренар/
Аватара пользователя
The Warrior
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 5:44 pm
Откуда: Петербург

Сообщение Petl » Чт ноя 13, 2008 6:45 pm

НатэллаСорэ
Поражен глубиной анализа...
Тем не менее считаю что цифры играют в данном рассказе несколько второстепенную роль.
В сравнении с тьмой вещей не подобен ли человек кончику волоска на конской шкуре?

http://www.proza.ru/avtor/melanholique
Аватара пользователя
Petl
Участник
Участник
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: Вт дек 18, 2007 9:10 pm
Откуда: Внутрення Монголия

Сообщение НатэллаСорэ » Чт ноя 13, 2008 6:52 pm

Petl
может быть, хотя я не согласна. хотя бы потому что сам Борхес придавал огромное значение числам, нередко обращаясь к учению пифагорейцев, о чём сообщают дополнительные источники. а анализировала я это произведение много лет назад, так и не завершив начатое :(
Аватара пользователя
НатэллаСорэ
Участник
Участник
 
Сообщения: 192
Зарегистрирован: Сб окт 18, 2008 11:41 am

Re: Поговорим о "Вавилонской библиотеке" Борхеса?

Сообщение Rassvet » Чт ноя 12, 2015 11:33 pm

Не хочется вас разочаровывать, но в анализе есть не точности: В каждом шестиграннике находится по 20 полок, на каждой из стенок по 5, только две стены свободны от полок. Сам Борхес писал, что многие детали в его описании библиотеки "отнюдь не символичны". Свой рассказ он посветил библиотеке, в которой работал сам.
Rassvet
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Чт ноя 12, 2015 11:23 pm


Вернуться в Проза

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей

cron