Четыре брата
Раби Залман – цадик из местечка Станиславичи. Он еще молодой человек, не более года назад наследовавший своему умершему отцу знаменитому праведнику раби Шмуэлю. У праведника из Станиславичей раби Шмуэля было два сына, оба большие знатоки Священного Писания. Перед смертью цадик завещал свою паству младшему сыну Залману, и просил своих хасидов и учеников следовать за ним. Не все прислушались к просьбе учителя, кое-кто примкнул к старшему брату Залмана. Хасиды местечка Станиславичи разделились на две партии.
Покойный раби Шмуэль был большим другом Раби Якова, цадика из города Божина. Раби Яков одобрял решение своего бывшего друга и полюбил его сына Залмана. Дабы поддержать молодого наставника хасидов, божинский раби пригласил Залмана к себе в дом. И вот сейчас, на исходе субботы раби из Станиславичей восседает во главе стола – место, которое в знак поддержки и уважения уступил ему хозяин дома, сидящий по правую руку от него. Настало время сказок.
- Евреи, - обращается к рассевшимся вокруг стола хасидам раби Яков, - мы проводили царицу-субботу, и пришло время рассказывать и слушать сказки. Сегодня мы послушаем раби Залмана, сына усопшего праведника раби Шмуэля. Прошу оказать честь моему гостю из Станиславичей.
Хасиды приготовились слушать, и раби Залман стал рассказывать.
Жили в одной стране царь с царицей и не знали они счастья, потому что Бог не дал им детей. Годы идут, а наследников все нет. Обращалась монаршая чета к врачам. Выполняли все предписания лекарей, а дети так и не народились. Отчаяние заставляет верить в чудеса. Призвали колдуна с самой дальней окраины своих владений. Думали, потанцует чародей у огня, позвенит в бубен, произнесет свои заклинания, и появится долгожданное дитя. Но и колдовство оказалось напрасным. Что делать?
Среди подданых государства были и евреи. Царь не любил их и притеснял, в чем его нельзя упрекать, ибо евреев понять труднее, чем любой другой народ. А таковы уж все люди, не исключая монархов: если что не понимают, то это и не любят. Стало известно царю, что среди евреев есть один праведник и мудрец, которого его единоверцы называют цадик.
- Пойду я к еврейскому святому, попрошу, пусть помолится за нас с тобой. Молитвы праведников Бог слышит первыми, - сказал царь супруге.
Неприязнь между царем и евреями была взаимной.
- Все в руках Господа, - уклончиво ответил властителю цадик. Царю такой ответ не понравился.
- А евреи в моих руках, - сказал монарх, сторого глядя на мудреца.
Тут цадик призадумался: “Пожалуй, стоит помочь ему. Авось, если не он сам, так наследник его будет больше расположен к моему народу.”
- Хорошо, властитель, я буду молиться за тебя Богу. Ежели удостоишься наследника, то, я надеюсь, жизнь евреев станет полегче, - сказал цадик.
- Все в руках Господа, - сказал в свою очердь царь и покинул дом мудреца.
В надежде на лучшее цадик истово молился за монарха, и через год царица родила сына. А еще через год появился на свет его брат. А затем еще, и еще. Родилось у царя четверо сыновей. Евреем легче жить не стало, но скромные царские дары цадик потратил на починку старой синагоги.
Вот и пришло счастье к царю с царицей. Растят своих сыновей, наследников своих. Царевичи – один лучше другого. Старший – необычайной красоты. Средний – непобедимой силы. Младший – наделен недюжинным умом. А самый младший царевич – он и самый даровитый: в нем и красота старшего, и сила среднего, и ум младшего. А по мнению царицы, он по всем своим качествам превосходит старших братьев.
Настало время царю выбирать преемника. Царица уговорила монарха назначить наследником престола самого младшего, ее любимца. До поры до времени надо бы держать это в тайне. Но, как известно, чем строже семейная тайна, тем сильней она рвется наружу. Да и у стен есть уши. Как бы там ни было, а самый младший узнал о воле отца. Ему бы скрывать свое счастье, дабы избежать зависти, а он возгордился перед братьями и все им рассказал. И те терзались завистью и ревностью. Каждый из них полагал, что именно он более всех достоин носить корону.
Недовольные задумали погубить счастливца. Самый младший почувствовал, что братья что-то готовят против него. А когда старший предложил всем вместе отправиться на охоту в дальний-дальний лес, где прежде нога братьев не ступала, будущий наследник уже не сомневался: братья хотят его погубить. Он не забыл Ветхозаветную историю о сыновях Израиля и цветной рубахе Иосифа, которую рассказывал учитель Божьего Закона. “Должно быть, и братья это помнят, - подумал он, - Однако какие они глупые, даже если и сбросят меня в глубокую яму, ведь их останется трое, а корона-то одна!”
Сын рассказал матери о нависшей над ним беде, и та велела своему любимцу немедленно идти за советом к еврейскому мудрецу. Тот так и сделал.
Цадик залюбовался на красивого, статного, с умными глазами юношу. Выслушал его.
- Я помогу тебе, царевич, как помог когда-то твоему отцу. Возьмешь эту маленькую коробочку и всегда будешь носить ее с собой. В нее я вложу камиа – кусочек пергамента, на котором напишу молитву. Камиа охранит тебя от злаумышляющих братьев. А когда ты станешь царем, ты не будешь притеснять мой народ, - сказал цадик и подумал: “Как жаль, что этот смышленый юноша не может стать моим учеником.”
- Благодарю тебя, святой человек, - произнес царевич столь почтительно, что, казалось, он подумал о том же.
Пришло время, и законный наследник взошел на престол. Чтобы завистливые братья не строили козни, их нужно из врагов обратить в друзей. Великодушие и врага делает сговорчивым. И расположил он их к себе, назначив министрами. Соперничества ему бояться нечего, не зря царица говорила, что самому младшему ее сыну равных нет.
- Случай – вот самый справедливый судья. Пусть жребий укажет, кому из вас, дорогие братья, какой пост занимать, - постановил новый царь, помятуя об их ревнивом нраве. И вышло, что старшему брату-красавцу быть министром Наук, силач средний брат займет пост министра Изящных Искусств, а умный младший брат станет министром Войны и Побед.
Царь слегка обескуражен таким распределением постов. Людям известны замечательные свойства каждого из царевичей с самого их детства. “Как же истолковать это моему народу, моим придворным да и самим новоиспеченным министрам?” – подумал монарх.
- Пошел бы снова к цадику. Вы, мудрецы, всему можете дать толкование! – воскликнула, глядя в сторону мужа, Голда, жена раби Якова.
- Голда!! Ты мешаешь рассказчику! – вскричал раби Яков, в гневе хлопнув ладонью по столу. Он не на шутку рассердился на супругу, что-то не понравилось ему в ее словах.
- Продолжайте, раби Залман. Простим женщину, - подбодрил гостя хозяин.
- Спасибо, раби Яков, - поблагодарил раби Залман, - Однако, Голда права. Царь снова обратился к еврейскому мудрецу и тот снова помог ему. И еще цадик помог своему народу. Молодой монарх оказался благодарнее отца. Впредь он старался избегать гонений на евреев и почти сравнял их со всеми прочими подданными государства.