Герман Гессе

Беседуем о художественных произведениях, написанных в жанре "проза". Делимся впечатлениями о прочитанном, обсуждаем новинки, произведения любимых авторов

Модераторы: The Warrior, Лесная Соня

Герман Гессе

Сообщение The Warrior » Вс июн 29, 2008 8:55 pm

Герман Гессе (1877-1962)

Изображение


Родился в Вюртемберге в семье миссионера, вскоре после рождения сына принявшего швейцарское подданство (до этого Иоганнес Гессе был подданным российской короны).
Учился в протестантской семинарии, откуда сбежал после семи месяцев учебы; в тринадцать лет твердо решил "стать поэтом - или никем". В 1904 году опубликовал свой первый роман "Петер Каменцинд" и с этого времени стал профессиональным писателем.
В 1911 году совершил путешествие по Индии (впечатления от этого путешествия легли впоследствии в основу "Игры в бисер" и "Паломничества в страну Востока"). Год спустя вместе с семьей покинул Германию и поселился в Швейцарии. В начале первой мировой войны с Гессе случился нервный срыв, вынудивший его обратиться в клинику Карла Густава Юнга.
Лечение в этой клиники обогатило Гессе "психоаналитическим опытом", что легко заметить в таких романах как "Сиддхарта"(1922) или "Степной волк"(1927).
В 1934 году Гессе стал действительным членом Швейцарского клуба поэтов. Между тем в Германии его книги были объявлены "нежелательными для чтения", а романы "Степной волк" и "Нарцисс и Гольдмунд" запретили издавать.
В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию за вклад в мировую литературу (точная формулировка “за блестящий стиль и за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма” ). В том же году он был удостоен премии Гете. В 1955 году ему вручили Премию мира, учрежденную немецкими книготорговцами, а через год группа энтузиастов учредила именную премию Германа Гессе.

---------------------------------------------------------------------------------

Как вы относитесь к творчеству Германа Гессе? Ваши любимые произведения (если таковые имеются)? C мыслями относительно это писателя - милости прошу в данную тему :)
Последний раз редактировалось The Warrior Ср июл 02, 2008 1:55 pm, всего редактировалось 1 раз.
"Счастье – это значит быть счастливым; это не значит стараться уверить других в том, что ты счастлив"
/Жюль Ренар/
Аватара пользователя
The Warrior
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 5:44 pm
Откуда: Петербург

Сообщение The Warrior » Вс июн 29, 2008 8:59 pm

Для меня лично Герман Гессе - один из наиболее важных писателей, с которыми меня свела судьба.
Герои романов Гессе – всегда личности, личности творческие, а значит – противоречивые, думающие… Они стремятся к самосовершенствованию, прежде всего – к воспитанию своего духа. Их жизненный путь необычен, а конфликт со средой, в которой они находятся, неизбежен.
Проблемы, рассматриваемые Гессе, будучи пропущенными через призму мировоззрения главных и второстепенных героев, представлены под разными углами. Немецкий кудесник слова не поучает, не даёт готовых рецептов, его произведения оставляют читателю широкое пространство для размышлений.

Любимые произведения: "Сиддхартха", "Демиан", "Игра в бисер", "Путешествие в Нюрнберг", "Курортник".
"Счастье – это значит быть счастливым; это не значит стараться уверить других в том, что ты счастлив"
/Жюль Ренар/
Аватара пользователя
The Warrior
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 5:44 pm
Откуда: Петербург

Сообщение Maks » Вс июн 29, 2008 10:44 pm

Молодец, ты всё-таки завёл эту тему! Гессе замечательный творец. Для меня отличие его книг состоит именно в том, что после прочтения остаётся ощущение ответа на "проклятые" вопросы бытия.

Особенно хочу отметить Степого Волка и Игру в Бисер. Герои нашли просветление: Гарри Галлер - в магическом театре, показавших ему Бессмертных с их бесконечной перспективой совершенствования и познания, а Иозеф Кнехт, нашел выход в блаженной смерти, перейдя в своего ученика, поняв, что смерть - это не конец, а созидание нового. Оба героя нашли жизнеутверждающий синтез. Сюда же стоит примкнуть и героев других произведений Гессе: Сидхартху, Гольдмунда, Демиана.
Аватара пользователя
Maks
Участник
Участник
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Пт янв 25, 2008 9:04 pm
Откуда: Москва

Сообщение Лесная » Пн июн 30, 2008 12:18 am

Гарри Галлер настолько самоуглубился, что потерял себя
Лесная
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Вс май 04, 2008 1:03 am

Сообщение The Warrior » Пн июн 30, 2008 1:37 am

Лесная писал(а):Гарри Галлер настолько самоуглубился, что потерял себя


Так бывает... Есть люди, что теряют себя и не балуясь самоуглублением - каждый делает для себя выбор. Так или иначе, в процессе поисков эфемерного всегда рискуешь потерять то, что имеешь. На мой субъективный взгляд, Гессе - это не только и не столько "Степной волк" (наиболее, что называется, "раскрученный" и "модный" роман [хотя в случае с Гессе такие эпитеты можно употреблять с большими оговорками]), но и магистр Игры Йозеф Кнехт...автор писал себя: был и Степным волком, и Курортником, и Петером Каменциндом...
"Счастье – это значит быть счастливым; это не значит стараться уверить других в том, что ты счастлив"
/Жюль Ренар/
Аватара пользователя
The Warrior
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 5:44 pm
Откуда: Петербург

Сообщение Oleg » Пн июн 30, 2008 2:53 am

Мой любимый писатель :Yahoo!:
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: Чт янв 01, 1970 4:00 am

Сообщение Странник » Пн июн 30, 2008 11:26 am

У меня к Герману Гёссе положительное, но в то же время и весьма сдержанное отношение. Сильные его черты – хороший стиль, потрясающее воздействие на воображение читателя. Помимо этого Гёссе, пожалуй, действительно можно назвать гуманистом в полном смысле этого слова, вспомнить хотя бы его мастерские описания средневековья в «Нарциссе и Златоусте» или востока в «Сиддхарте». Хотя основная идея его творчества, как мне кажется, выражена в одном его небольшом рассказе (не могу вспомнить название) ученике, который услышав когда-то божественную музыку учителя, бросает всё и не успокаивается, пока не достигает такой же способности отображать сокровенную сущность всех вещей в музыке. «Степной волк» впечатления не произвёл, «Паломничество в страну Востока» осталось недочитанным :oops: , за «Игру в бисер» пока не брался. :oops:
Почему сдержанное. Мне не очень нравится, когда автор уделяет слишком много внимания не только описанию самой мысли или чувства, но и всему «длительному и красочному» процессу её рождения. Вообще Гёссе с упоением культивирует образ человека-художника в угоду всему остальному. Что делать остальным смертным («нехудожникам») - совершенно неясно. В этом он идёт вслед за Ницше, но, чтобы ни говорил последний, его отношение к миру не было одной лишь эстетикой, да в мощи и упоении творчеством, на мой взгляд, равных Фридриху всё равно нет. Для меня жизнь – не только прекрасное и безобразное. Посему моё стойкие ощущения – экстаз во время чтения, а потом чувство пустоты и мучительные попытки припомнить, о каких же великих и бессмертных истинах всё же шла речь.
Странник
Активист
Активист
 
Сообщения: 684
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 3:20 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение The Warrior » Пн июн 30, 2008 12:58 pm

Странник писал(а): за «Игру в бисер» пока не брался. :oops:
Почему сдержанное.
Вообще Гёссе с упоением культивирует образ человека-художника в угоду всему остальному. Что делать остальным смертным («нехудожникам») - совершенно неясно.


Странник

И всё-таки возьмись за "Игру в бисер" - там баланс сил несколько иной, и художник не имеет, как оказывается, существенных преимуществ перед "нехудожником"... столкновение мира духовного (Касталии) с миром реальным (Плинио Дезиньори и его мир) ведёт в конечном итоге к взаимопроникновению двух этих сущностей, в арьергарде которого - сам главный герой, магистр Йозеф Кнехт. Так или иначе, для полной картины стоит прочесть этот роман, произведение, которое сам Гессе считал важнейшим в своей писательской жизни. Там уже окончательно сформируешь мнение об авторе :)
"Счастье – это значит быть счастливым; это не значит стараться уверить других в том, что ты счастлив"
/Жюль Ренар/
Аватара пользователя
The Warrior
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 5:44 pm
Откуда: Петербург

Сообщение Странник » Пн июн 30, 2008 2:08 pm

The Warrior
Так или иначе, для полной картины стоит прочесть этот роман, произведение, которое сам Гессе считал важнейшим в своей писательской жизни.

Ладно, как скажешь. :) Тем более для меня это будет возможность ещё раз вникнуть в его творчество (последний раз брался за него около трёх лет назад).
Итак, выскажусь позже ещё раз... :wink:
Странник
Активист
Активист
 
Сообщения: 684
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 3:20 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Маренго » Пн июн 30, 2008 2:36 pm

Какая чудная тема появилась :Rose: Один из моих любимых писателей :)
Вот только одного не пойму, все находят ответы, а я почему-то вопросы... Ответы приходится самой давать...
А последнее лето Клингзора совсем никому никак? Очень его люблю за удивительно вкусные описания, чувственность, эмоциональность. После прочтения - ощущение вихря красок, очень мощного, яркого, теплого.
Клейн и Вагнер - опять же очень вкусные описания и ощущение водоворота, затягивающего героя, темного, но живого, настоящего :)
Аватара пользователя
Маренго
Участник
Участник
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: Вт авг 21, 2007 10:30 pm

Сообщение The Warrior » Пн июн 30, 2008 4:21 pm

Маренго писал(а):
Вот только одного не пойму, все находят ответы, а я почему-то вопросы... Ответы приходится самой давать...
А последнее лето Клингзора совсем никому никак? Очень его люблю за удивительно вкусные описания, чувственность, эмоциональность. После прочтения - ощущение вихря красок, очень мощного, яркого, теплого.
Клейн и Вагнер - опять же очень вкусные описания и ощущение водоворота, затягивающего героя, темного, но живого, настоящего :)


С вопросами и ответами ситация, я полагаю, у всех разная - для меня, например, чтение Гессе есть общение с умным, светлым человеком, который, хоть и претерпел муки глубинного самоанализа и иных жизненных перепетий, не ударился в цинизм и злобу по отношению к окружающим.
"Клейн и Вагнер" и "Последнее лето Клингзора" - замечательные вещи, я лишь выделил особо любимые мною романы, потому как знаком с прозаическим творчеством Германа Гессе (он ведь был и поэтом [даже отдавал предпочтение стихам]...и рисовал акварели, как художник любитель) практически целиком, всех произведений и не перечислишь :)

To Маренго
Рад, что тема пришлась по душе :Rose:

P.S.

Любителям творчества Гессе рекомендую сайт hesse.ru - ресурс селан с душой и содержит много интересной информации об авторе.
"Счастье – это значит быть счастливым; это не значит стараться уверить других в том, что ты счастлив"
/Жюль Ренар/
Аватара пользователя
The Warrior
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 5:44 pm
Откуда: Петербург

Сообщение Nelly » Пн июл 07, 2008 9:53 am

Спасибо за тему.
Один из моих самых любимых писателей. Германская классика в лучших ее проявлениях.
После Гессе у меня остается масса вопросов. Без самоанализа не обойтись, сразу видно Юнг присутствовал в жизни.
Мне больше всего нравится "Степной волк", собираюсь перечитать сново.
На втором месте "Игра в бисер".
Nelly
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: Ср июн 18, 2008 12:24 pm
Откуда: Армения

Сообщение Странник » Пт авг 01, 2008 11:32 am

Итак, «Игра в бисер» прочитана. И я готов внести очередную ложку дёгтя в эту тему. :)
Что касается самой книги.
Стиль не произвёл большого впечатления, не скажу, что заставлял себя читать, но лёгкости и присущей многим другим произведениям Гёссе музыкальности я не почувствовал. Вообще-то говоря, ожидал, что это будет нечто близкое к «Сиддхарте» или «Нарциссу и Златоусту». В книге присутствуют интересные мысли и художественные описания, но, также очень много никому ненужного пережёвывания того, что, по-моему, и так вполне понятно. Даже его обращения к мифическому и утончённо фантастическому (а это я считаю его сильной стороной) по конец кажутся ужасно монотонными и однообразными…
Что касается автора.
Да, в этом произведении он действительно сосредоточил все свои силы на проблеме человек-художник или художник-человек. Хотя эта тема «сквозила» и во всех предыдущих его произведениях от самых мелких до самых крупных. Но вот что мне показалось интересным. Читая Германа Гёссе несколько лет назад, я считал, что он был первым, кто поднял этот вопрос и попытался найти ему разрешение. Но сейчас я думаю, что Гёссе бился лишь над своей личной проблемой, а также, может быть, и над опасностью, которая существует для любого творческого человека. Для меня «настоящее» искусство – это плоть от плоти самой жизни. Искусство черпает из источника, общего для всех, и у таких гениев, как Шекспир или Достоевский это происходит автоматически и не вызывает никаких разрывов и мучительных несоответствий. Не лишним будет заметить, что их герои не художники, а «обычные люди». Что касается самой идеи «Игры в бисер» - то это опасность, которая не есть нечто характерное для 20 века. Это явление, присущее всем временам. Если мы относимся к писателю или философу, не как к человеку, прошедшему определённый жизненный путь, и оставившему некоторое, ни к чему нас не обязывающее и не являющееся для нас моральным законом, описание того, что с ним происходило, а как к отвлечённому культурному символу – значит, мы «играем в бисер». Я не сомневаюсь, что манипулируя с этими «оторванными от своих корней» абстракциями мы обязательно придём к чему-нибудь вроде понимания единства мира, гармонии Инь и Янь и проч. Вот только «зазор» между идеализмом и реальной жизнью всё равно останется. Тем более, что при таком настрое реальная жизнь и окружающие люди действительно будет представлять собой не более, чем упрощённое и скучное «быдло». И синтез таких изначально неверных позиций, по-моему, ни к чему не приведёт (я, конечно, уважаю законы диалектики, но надо уделять больше внимания тому, чем мы оперируем). Помимо этого есть ещё один нюанс. Бывает так, что человек очарован внезапно увиденной и дотоле незнакомой ему красотой, глубиной жизни. Но тут перед ним открываются два пути. Первый – продолжать и развивать в себе эти чувства – брать и отдавать, второй – обратить взгляд на самого себя и начать самовосхваление длиной в жизнь, со временем полностью потеряв все источники и свою подлинную силу. Я вовсе не хочу сказать, что вся жизнь и творчество Германа Гёссе этим и исчерпывается, но… Банальная истина, которую я вчера вскользь услышал на улице, подходит сюда лучше, чем что-либо – «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».
Странник
Активист
Активист
 
Сообщения: 684
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 3:20 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение The Warrior » Пт авг 01, 2008 12:34 pm

Странник писал(а): Но сейчас я думаю, что Гёссе бился лишь над своей личной проблемой, а также, может быть, и над опасностью, которая существует для любого творческого человека.


Это достаточно очевидно, и Гессе этого не скрывал. Остается вопрос лишь в приятии/неприятии позиций автора.

Странник писал(а): «зазор» между идеализмом и реальной жизнью всё равно останется.

Идеалисты и идеализм существуют, и их жизнь не менее "реальна", а мысли и чувства не являются "абстрактными".

Странник писал(а): при таком настрое реальная жизнь и окружающие люди действительно будет представлять собой не более, чем упрощённое и скучное «быдло»

Это вопрос выбора - попирать чужие моральные устои и презирать их или жить в соотвествии со своими принципами, уважая всё многообразие принципов вообще...
Так или иначе, принято думать, что возвышенные натуры презирают других людей, однако чаще всего они сами являются объектом презрения того же "быдла"... Так что всё по-честному :)
---------------------------------------------------------------------------------
Странник
У каждого своё представление о реальной жизни. Гессе все жё не слишком тебе близок по мироощущению (мне, например, весьма...), этим, думаю, можно ограничиться.
Джузеппе Верди "однажды заметил": "В искусстве, как и в любви, прежде всего нужно быть откровенным". На мой взгляд, Гессе в своем творчестве был предельно откровенен, и это - главное его достоинство, так что насчет самолюбования и восхваления я с тобой абсолютно не согласен - нет этого в произведениях Германа Гессе. Он просто человек, который имел смелость выражать свои мысли, вне зависимости от того, как они соотносятся с "реальным миром" других людей...его внутренний мир был не менее "реален" для него самого и для его читателей.
Я так думаю.

P.S. Ты молодец, что всё же прочел роман :friends: - теперь твое представление об авторе является достаточно полным. Твою позицию я понял и принял, просто высказал свои мысли по данному поводу.
"Счастье – это значит быть счастливым; это не значит стараться уверить других в том, что ты счастлив"
/Жюль Ренар/
Аватара пользователя
The Warrior
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: Сб май 31, 2008 5:44 pm
Откуда: Петербург

Сообщение Странник » Пт авг 01, 2008 1:17 pm

The Warrior

Так или иначе, принято думать, что возвышенные натуры презирают других людей, однако чаще всего они сами являются объектом презрения того же "быдла"... Так что всё по-честному


Здесь ты прав, это, пожалуй, действительно взаимно. :)

The Warrior

На мой взгляд, Гессе в своем творчестве был предельно откровенен, и это - главное его достоинство, так что насчет самолюбования и восхваления я с тобой абсолютно не согласен - нет этого в произведениях Германа Гессе. Он просто человек, который имел смелость выражать свои мысли, вне зависимости от того, как они соотносятся с "реальным миром" других людей...его внутренний мир был не менее "реален" для него самого и для его читателей.


Я вовсе не говорил о том, что его творчество неискренне и эгоистично. Но просто очевидно, что у Гёссе явно прослеживается "крен" в сторону внутреннего, но только это не внутренне вообще, а некая, я бы сказал, идеалистически-изолированная ретроспектива. И при таком "подходе" преодоление пропасти невозможно, на мой взгляд...
И сам этот разрыв есть, возможно, некая изначальная ошибка... Но это только моё мнение.

P.S. Ты молодец, что всё же прочел роман - теперь твое представление об авторе является достаточно полным. Твою позицию я понял и принял, просто высказал свои мысли по данному поводу.


Я не сомневался, что ты способен адекватно отнестись к чужому мнению, в противном случае я бы просто не стал всего этого писать в этой теме. :beer: Думаю, что и современным людям не мешает придерживаться позиции древних: "Платон мне друг, но истина..."
Странник
Активист
Активист
 
Сообщения: 684
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 3:20 pm
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Проза

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей

cron