Что-то эта тема какая-то умирающая. Исправим. Вот некоторые из фильмов, просмотренных мной за последние две недели.
Посмотрела
«Шизополис» американского режиссёра
Стивена Содерберга, больше известного широкой публике как создатель «Соляриса», «11 друзей Оушена» и «Траффика»; человек, умудряющийся работать на два лагеря (эдакий наш Балабанов), снимая антиголливудское малобюджетное кино и чисто коммерческие работы, предназначенные для массового зрителя. «Шизополис» как раз относится к первой категории и я назову этот фильм
лучшей комедией абсурда из всех, что я когда-либо видела. Обыденные ситуации теряют свою обыденность, когда их действующие лица впадают в алогичный транс и, как в модной у сюрреалистов прошлого века игре («изысканный труп») принимаются забрасывать друг друга оксюморонами. Фильм начинается с предупреждения: «В случае, если вы сочтете последовательность действий и саму идею запутанной, пожалуйста, знайте, что это не наша вина. Всё дело в вас».
В главной роли сыграл сам Содерберг.
____________________________________________________________
«Эксперимент» немецкого режиссёра
Оливера Хиршбиля основан
на реальных событиях Стэнфордского психологического эксперимента.
Анонс в газете предлагает 4000 немецких марок за участие в психологическом эксперименте , в котором моделируется тюрьма. Таксист Тарек Фахд, который раньше работал журналистом, соглашается, видя в эксперименте шанс на интересный репортаж . 20 добровольцев в случайном порядке делят на две группы — 8 надзирателей и 12 заключённых Группа учёных через видеокамеры постоянно наблюдает за ними. Заключённые лишаются некоторых основных прав, а надзиратели должны работать согласно некоторому кодексу. В начале эксперимента все участники хорошо настроены. Обстановка быстро меняется, когда Тарек начинает провоцировать надзирателей нарушением дисциплины и неповиновением. Психологическое напряжение быстро нарастает, и скоро становится ясно, что первоначальная шутка превратилась в серьёзную проблему. Фильм наглядно демонстрирует, что в экстремальных ситуациях люди могут вести себя абсолютно неадекватно, проявляя садистские наклонности, унижая и оскорбляя людей, которые волею судьбы были подчинены им.
Фильм заслуживает внимания. Хиршбиль отлично показал, как неограниченная власть становится причиной деструктивных действий, и какие психологические метаморфозы начинают происходить, как только человек попадает в зависимость от обстоятельств и принимает навязанную ему роль.
____________________________________________________________
Пересматривала «Про уродов и людей» Балабанова. Меня не устаёт удивлять этот режиссёр: по-моему мнению он является экспериментатором, который ищет свой стиль и совершенно при этом неузнаваем. Если Тарковского, Бергмана и Феллини можно узнать по единственному кадру, то к Балабанову это не относится. Ещё я вижу его человеком, который пытается усидеть на двух стульях сразу: с одной стороны он хочет снимать коммерчески успешные работы, с другой же – ему импонирует авторское кино свободное от «нужно» и «должен», отвергающее общественный вкус как ориентир. Балабанов, снявший «Брата» и Балабанов, снявший «Про уродов и людей» - один и тот же Балабанов и это шокирует (!)
____________________________________________________________
«Пикник у висячей скалы» Питера Уира. 14 февраля 1900 года, в последнее австралийское лето ХIХ века, учащиеся одной из викторианских школ для девочек отправляются на пикник по случаю дня Святого Валентина. Во время прогулки к Висячей скале бесследно исчезают три ученицы и их наставница. Трех из них уже никогда никто больше не увидит. Молодые девушки словно сошли с картин прерафаэлитов. У этого фильма особая атмосфера. Советую обратить внимание. Не каждый режиссёр вообще способен создать атмосферу такого плана.
____________________________________________________________
«Пиджак» Джона Мейбери. Ветерана войны Джека Старкса, страдающего от периодических приступов амнезии, обвиняют в убийстве, которого он не совершал, и помещают в психиатрическую клинику, где местный доктор назначает ему интенсивный курс экспериментальных препаратов. Но лечение дает странный эффект: Джеку неожиданно открывается будущее, он узнает что через несколько дней будет убит. Изучая обретенный дар, Старксу надо найти способ продлить свою жизнь и доказать свою невиновность. Я не ощутила никакого трепета, вовлечённости в действие. Идейную сторону оценила, как и Киру Найтли с неожиданно тёмным цветом волос. Слышала много восторженных отзывов. Почему?
____________________________________________________________
Посмотрела «Изгнание» Звягинцева. Аскетический пейзаж, длинный кадр, мягкий свет, - первая мысль: «Андрей Арсеньевич!» А потом поняла, что так, как снимает Звягинцев, не снимал никто. Музыка, звучащая в фильме, заставила меня призадуматься – похожую я подобрала для своей работы и даже могу догадаться, что мы обратили внимание на одного композитора (пребывала в уверенности, что раз эту музыку слышали единицы, я ничем не рискую). По-моему Звягинцев и Тарковский схожи в своём отношении к пространству. Во-первых, уже подчёркнутый мной аскетизм. Во-вторых, работа со светом. Если в случае с Сокуровым можно сказать, что он находится под большим влиянием Андрея Арсеньевича и это видно в каждом кадре, то Звягинцев всего лишь совпадает с Тарковским в некоторых моментах, как могут совпадать люди с конгениальным сознанием. Четвёртым сходством я бы назвала неспешность. Резкое отличие: героям Звягинцева чуждо говорить много, - если они и вступают в диалог, то реплики их не несут большой смысловой нагрузки.
Такие фильмы нужно смотреть в спокойном, даже медитативном состоянии, в противном случае неспешность будет воспринята как занудство. Человек и фильм либо совпадают в ритме, либо не совпадают. В неспокойном состоянии невозможно углубиться в такой фильм, ты всё время будешь ловить себя на том, что режиссёр монотонен. Это не он монотонен, а ты – неуравновешен.
____________________________________________________________
«Пи» Д.Аронофски.
[i]Талантливый математик Макс Коэн в течение многих лет в течение многих лет пытается найти и расшифровать универсальный цифровой код, согласно которому изменяются курсы всех биржевых акций. По мере приближения к разгадке, мир вокруг Макса превращается в мрачный кошмар: его преследуют могущественные аналитики с Уолл-Стрита и жестокие фанатики из тайной религиозной секты, готовые пойти на убийство, чтобы обнаружить код вселенского мироздания в своих древних священных текстах. Находясь на грани безумия, Макс должен сделать решающий выбор между порядком и хаосом, святостью и дьявольщиной, мудростью и невежеством, и решить, способен ли он совладать с могущественной силой, которую пробудил его гениальный разум.
Тема объединения противоположностей как результата внутренней метаморфозы интересовала меня всегда. Вожделенный код можно легко представить как чашу Грааля, Азот мудрецов, философский камень, имя Бога, дав ему любое из этих обозначений. Ошибка математика была в непримиримом конфликте между миром внутренним и миром внешним, стройной и логически правильной системой и ирреальным порядком вещей, которые в его сознании аннигилировались, вместо того, чтоб породить единство. Он действительно был избран, но не до конца готов к тому, чтоб выдержать столь непосильную ношу. Числовой код стал перестраивать, видоизменять Коэна на внутреннем уровне и такой процесс очевиден для каждого, кто сталкивался с обретением над-человеческого знания. Я спрашивала себя, что было бы, сообщи он код людям, искавшим его всю свою жизнь. Ответ, наверное, прост. Его не дают априори. Обнаружение кода повлекло бы за собой множество смертей. Пифагорейство и каббалистическая мудрость проходят через весь фильм, отображаясь буквально в каждом кадре, в каждой идее.
Мне очень понравился монтаж. Научиться бы таким премудростям.
____________________________________________________________
«Фонтан» Д.Аронофски.
Молодой и талантливый ученый Том Крео (Хью Джекман) все свое свободное время проводит в лаборатории, в поисках лекарства, способного спасти его медленно умирающую жену Изи (Рэйчел Вайз). Но Иззи уже приготовилась к смерти. Углубившись в историю и учение индейцев майя, она приняла истину: смерть – это совсем не конец, а лишь начало. Она старается поделиться своим знанием с Томом, но он приходит в отчаяние от одной мысли о будущей разлуке. Изи начала писать книгу, в которой конкистадор Томас отправляется путешествовать в страну майя для поисков Древа Жизни, чтобы найти секрет вечной жизни для своей королевы Изабеллы. Прощаясь с жизнью, Изи просит своего мужа написать последнюю главу. Но для этого Том должен преодолеть горечь утраты и постигнуть законы мироздания. Сделать это он будет способен лишь через несколько сотен лет спустя, когда, путешествуя по космосу, погрузится в золотое облако умирающей звезды.
Сложно комментировать эту работу. В большей степени она отражает внутренний мир самого Аронофски. В виду того, что зритель остался в лёгком недоумении, мастер решил выложить в интернете комментарий к «Фонтану». Увы, с ним я ещё не успела ознакомиться. Фильм произвёл на меня гипнотическое действие. Скорее его можно отнести к тем картинам, которые воспринимаются на архетипическом уровне.
____________________________________________________________
«Семь жизней».
Сюжет фильма 7 жизней следующий. Бена (Уилл Смит) тяготят ошибки, которые он совершил в своей жизни. Он решил выбрать 7 человек, которым нужна помощь и сделать для них все, что в его силах. Помогая им, он влюбляется в смертельно больную Эмили (Розарио Доусон). То, что казалось таким простым, теперь ему кажется очень сложным и почти невозможным….
Сценарий к фильму 7 жизней написал Грант Нипорте, который до этого фильма писал сценарий к сериалу 8 простых правил для друга моей дочери-подростка. Режиссером фильма стал Габриэле Муччино, который также снял фильм В погоне за счастьем.
Очень неплохая идея, но меня совершенно не тронул сам фильм. Ставка была сделана на актёрский состав.
____________________________________________________________
«Лилия 4EVER» ("Лилия навсегда") Шведский режиссёр
Лукас Мудисон хотел показать трагедию брошенного на произвол судьбы ребёнка, который был вынужден пройти нелёгкий путь, преодолевая отчаяние и одиночество. Оксана Акиньшина, сыгравшая главную роль, придала этому фильму какую-то непередаваемую атмосферу, меня ни на минуту не покидало чувство, что я подглядываю за чужой жизнью, не имея на это никакого права. Режиссёр идеально сымитировал жизнь, убрав элемент игры. Подобное чувство вторжения я испытывала, когда читала «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Единственное, что мне сразу бросилось в глаза как недочёт, это музыкальное решение в самом начале фильма – нельзя было при создании кольцевой композиции так сталкивать треки различного жанра (после убойных Раммштайн звучала весёлая песня Виагры). Фильм тронул меня, по-настоящему тронул.
____________________________________________________________
«Полусвет» (в главной роли – Деми Мур) – работа австралийского режиссёра
Крейга Розенберга. Это фильм об известной писательнице, которая не может пережить гибель своего сына; через 8 месяцев после трагедии она вновь возвращается к творчеству и в поисках уединения отправляется в коттедж, расположенный в рыбацкой деревушке. Женщина сталкивается с тем, что призрак её утонувшего мальчика появляется перед ней, словно пытаясь о чём-то предупредить. В «Полусвете» присутствует «пограничный элемент», живые и усопшие больше не находятся по разные стороны. Не могу сказать, что этот фильм меня задел, но были определённые моменты, которые мне запомнились. Игра актёров великолепна, весьма качественный монтаж и работа оператора. Деми Мур неподражаема, после «Привидения», благодаря которому к ней пришла мировая слава, она играет подобные роли великолепно.
____________________________________________________________
фильм
«Гитлер: Восстание зла» Кристиана Дюгэя. Не могу сказать, что эта работа меня впечатлила. Актёр Роберт Карлайл не плох, но его взгляд выдаёт в нём человека меньше всего похожего на фюрера. Мне показалось, что у режиссёра амбивалентное отношение к нацистам, хоть он и пытался поддакнуть большинству в своей картине видения истории. Я всегда склонялась к убеждению, что самым важным является взгляд и актёры, которых берут на серьёзные роли, должны подбираться более тщательным образом. Конечно, подготовка Карлайла серьёзна, это не оставляет сомнений, но всё равно остаётся чувство какой-то незавершённости образа. Может быть, я чересчур доверяю тем картинам, которые я видела в астральном свете. Карлайл при любой раскладе – не Гитлер. Нет той мощи, на энергетическом уровне это 12 процентов вместо положенных ста. Но нервические всплески ему удались на славу.
____________________________________________________________
"Самсара" П.Нелина.
Монах Таши проводит три года в медитации, после чего возвращается в монастырь, где его награждают высоким титулом. Но, не изведав мирской жизни, Таши решает не принимать учение Будды до тех пор, пока не придёт к нему своим путём. Он говорит, что даже Гаутаме до возраста 29 лет было дозволено узнать мирскую жизнь, а он с пяти лет живёт как ушёдший от мира человек. «Как знать, быть может просветление пришло к Будде благодаря мирской жизни?» - задаётся вопросом 19-летний юноша и покидает монастырь. Он женится, ставится отцом. С помощью своей мудрой жены Пемы он познаёт, в чём заключается смысл любви к Дхарме. Меня поразил финал фильма, из уст женщины прозвучали такие слова: «Если бы твоя страсть к Дхарме была так же сильна, как когда-то ко мне, ты бы ещё в мирской жизни смог стать Буддой». Эпизод, где Таши лежит в пыли и плачет, не зная как разрешить конфликт между земным и божественным, меня в сильной степени тронул, потому что я сразу вспомнила, как тяжело мне далось решение, которое я приняла несколько лет назад, чтобы потом точно так же, как Таши, оказаться перед дилеммой, вынуждающей принять идею единства как необходимости. Наиболее сложным для искателя является срединный путь, заключающийся в синтезе мирского и духовного без строгого отречения от одного из полюсов. Человек в этом случае уподобляется маятнику. Фильм мне очень понравился. Впервые режиссёр заставил меня задуматься над судьбой женщины, которую оставил Гаутама и переосмыслить некоторые моменты.
____________________________________________________________
"С широко закрытыми глазами" С.Кубрика.
Жена молодого доктора Билла Харфорда в очень откровенной манере признаётся ему в том, что очень хотела изменить ему. Поражённый мистер Харфорд приходит в смятение. Признание жены подталкивает его к приключениям на любовном фронте, он хочет отомстить жене. Сначала ему признаётся в любви дочь умершего пациента, затем он обращается к проститутке, но так и не может решиться на измену. Затем он тайно без приглашения попадает на сбор странного клуба, где все занимаются сексом. Очевидно, что в клубе состоят очень влиятельные персоны. Харфорда разоблачают и выдворяют, а за его уход некая девушка расплачивается жизнью. Харфорд сломлен и измотан, его расследование насчёт секты ничего не даёт, ему угрожают, и в конце концов он рассказывает жене о своих похождениях. Фильм, как и исходный рассказ, очень сюрреалистичен и не даёт чёткого ответа, являются ли похождения доктора Харфорда реальностью или сном, или фантазией.
Лично меня совершенно очаровал показанный Кубриком сексуальный ритуал. Я не могла оторваться от экрана.
____________________________________________________________
«Кафка» Содерберга. Полубиографическая работа, хорошенько сдобренная кафкианскими сюжетами, но я не могу сказать, что мне понравилось. Режиссёр пропустил образ писателя через призму собственных представлений (что, собственно, сделал бы каждый), создав персонаж во многом экстравертный; не свойственная Кафке решительность, подвижность вообще удивляла - Джереми Айронс ведь мог сыграть человека, подверженного абулии, не столь нервического, каким ему пришлось стать, дабы соответствовать взгляду Содерберга. Мне не удалось найти там того Франца Кафку, которого я знаю и люблю. Замечательная идея с помешанным, пожалуй, одна из немногих удавшихся. Более всего меня возмутил этот традиционный подход – политический контекст, видение, упёртое в бытовуху без какого-либо элемента мистичности, выраженной хотя бы в фатальном течении событий; вмешав в сюжетную линию «Замок», Содерберг решил додумать то, что не успел сам Кафка. К сожалению, я ничего не знаю о режиссере и не могу с уверенностью сказать, что отсутствие конгениальности мировоззрений приводит к таким вот невпечатляющим итогам, но мне действительно показалось, что Содерберг и понятия не имел, как живёт человек с шизоидным типом психики, что он чувствует и как реагирует. Соотнеси он Кафку с мотивами Магритта, было бы более чем неожиданно. Ведь Содерберг явно ставил перед собой задачу как минимум удивить. Сложилось впечатление, что фильм снимал слепой о художнике. Другое дело «Превращение» Фокина. Это действительно отличная экранизация.
____________________________________________________________
Zoetrope
Фильм снят по новелле
Ф.Кафки "В Исправительной Колонии"
Zoetrope - сюрреалистический фильм об апокалиптическом, разрушающемся мире, основанный на рассказе Франца Кафки "В Колонии Осуждёных". Человек заключен в тюрьму за неизвестное им преступления и подвергается пыткам безымянного садиста-бюрократа. По мере развития леденящего кошмара, заключенный вычищает уровень за уровнем его собственного метафизического существования, неумолимо двигаясь дюйм за дюймом к его неизбежной судьбе. Рождённое из богатого воображения режиссёра Charlie Deaux, ZOETROPE s - богатый букет из зрелищности и тёмной атмосферности, накладывающее заклинание страха и ужаса далеко за пределы тех тщательно выверенных двадцати минут, что длится фильм. Звуковое оформление для "ZOETROPE" были написаны Lustmord и прекрасно дополняют душераздирающий видеоряд.
Прекрасный в своей брутальности он невероятно поэтичен, Zoetrope - стопроцентный must see в мире пост-апокалиптического фильма.
Zoetrope (1999)
год: 2000
cтрана: США
режисcер: Charles S. Deaux
композитор: Брайан Уильямс
жанр: короткометражка
время: 18 мин.
Язык:английский
_______________________________________
Фильм, разрывающий сознание на куски. Никогда в жизни мне не приходилось видеть настолько лихорадочного, агонизируюшего монтажа, никогда не предполагала, что атака звуками и образами способна выходить за границы самых немыслимых режиссёрских фантазий. Я не могла оторваться от экрана, будто парализованная от нанесённых мне ран, внимательно следила за тем, как безумие подходит к своему пределу, чтобы поглотить осуждённого. В иные моменты мне хотелось внести изменения, усилить воздействие востократ приёмом, который я могла бы назвать "остановкой маятника": резкое замедление в кадре могло бы напрочь оглушить зрителя, ибо, перемежаясь с чудовищно нарастающими скоростями, оно стало бы подобным удару топора.