Что такое любовь
Добавлено: Пт авг 03, 2012 6:45 am
Введение 1
В сегодняшнем понятии любви всегда смешивается духовное с телесным. Любовь определяют как чувство, возникающее у людей, имеющих привлекательность друг к другу и имеющих сексуальные отношения между собой. В конечном итоге, когда то и другое теряют заинтересованность в них - кончается и любовь. А отсюда и заявление: да, любовь кончилась, любовь кратковременна. Так ли это? Это правда?
Но в мире есть одна книга! Эта книга от Бога, и она говорит людям, что ваше понятие о любви-это ложь.
Любовь не связана с телесным. Любовь - это Божественное состояние человека,
когда в нём присутствует Бог- Его Дух. Да, любовь связана с душой человека, то-есть
с его чувствами и ощущениями (радость, переживания, горе, восторг и др.). Любовь порождает их, но сама чувством не является. Чувства, возникающие от любви, намного превосходят по своей силе влияния на человека те чувства, которые возникают от телесных наслаждений, в том числе и сексуальных. Любовь подчиняет себе их.
Введение 2
Необходимо выделить два слова: справедливость и милость и немного сказать об этом, чтобы понять место, которое они занимают в отношениях христиан с Богом и
между собой.
Бог поступает по отношению к дьяволу по справедливости: Бог выкупает из дьявольских сетей верующих, выплачивая дьяволу самое драгоценное в мире — Свою Кровь на Голгофском Кресте. Нет ничего ценнее Его Крови. Поэтому дьявол не может обвинить Бога за то, что Он мало заплатил ему за грехи людей, выкупая их. Бог также поступает по справедливости, принимая решение для тех людей, кто отвергает Его, и отправляет их вместе с дьяволом в ад.
Бог поступает по милости, спасая всех людей, кто верит Ему и любит Его. Бог любит всех людей, но отвергающие Его не могут быть с Ним в Его в вечности.
Любви без милости не бывает! Милость выше справедливости!
Здесь затрагиваются также ряд вопросов, на которые я не нашёл ответа в христианской литературе. Так, например: может ли неверующий человек, который имеет любовь к людям так и остаться неверующим человеком до конца своей жизни? Подвластна ли страсть любви? Насколько правильно (со стороны духовности) написана картина Рембрандтом "О блудном сыне" ? Ну и также другое.
Но всё же главная цель этой статьи объяснить светским людям (на их языке), что такое
любовь, так как в телевидении и других СМИ творится, что то невероятное, дьявольское
надругательство над божественностью этого слова. Поэтому в начале статьи я привожу
текст из 1-го Послания Коринфянам, а также разъяснения некоторых истин из Библии,
которые все знающие их могут, конечно, пропустить при чтении.
--------------------------------------------------
«Бог есть любовь, и пребывающий
в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
1ое Иоанна, 4-16
Эта статья о любви, а также о том: можем ли мы понять, что такое любовь и дать определение этому слову. Смотря телевизионные передачи, читая книги, а также общаясь с другими людьми, мы часто слышим и употребляем слово «любовь», но понимаем мы его по‑разному, по‑разному и объясняют его. Как узнать нам: есть ли любовь в нас, есть ли любовь во мне?
Для чего мы живем на Земле, а также что такое любовь — трудно объяснимые понятия. Рассуждая о них, мы неизбежно приходим к понятию слова Бог. Апостол Иоанн говорит нам, что «Бог есть любовь». Это короткое, но очень емкое определение раскрывается в Библии на многих ее страницах. Так, Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам в 13-ой главе говорит так:
«4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. Не радуется неправде, а сорадуется истине,
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит
8. Любовь никогда не перестает...».
Библия утверждает, что любовь — это проявление Бога в нас, это состояние Бога в нас и везде. Бог не имеет начала и конца, также и любовь бесконечна и не имела никогда начала и не будет иметь никогда конца. Любовь без Бога не бывает. Следовательно, любовь существовала до сотворения Земли. Каждое следующее утверждение о любви, которое делает Апостол Павел, все больше и больше объясняет нам величие любви:
«13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Любовь больше, потому что когда мы любим Бога, то верим, что Он есть, и надеемся на встречу с Ним, то-есть если мы любим, то мы имеем в себе и веру, и надежду. И далее:
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
(Римлянам, 13-10)
Заповеди, которые Бог дал евреям через Моисея, а это и является Законом, определяют необходимые и правильные отношения между людьми и Богом, а также и между людьми в их повседневной жизни. Эти заповеди, этот Закон исполняются людьми полностью, когда они руководствуются при этом любовью.
Отношения между людьми имеют большие различия, когда они основаны на любви друг к другу и когда любовь отсутствует.
1) Когда люди живут без любви друг к другу, то для их отношений между собой требуются законы, судьи, полиция и т.д. Люди ищут справедливости. И не всегда легко доказать, кто из них прав, а кто виноват, для тех, кто разбирает их тяжбы. И в итоге часто спорят, ссорятся, ругаются, стараются мстить за нанесенные обиды. Одни нуждаются в охране, чтобы их не обидели; другие нуждаются в охране, чтобы они не нарушили законы и не обижали других.
2) Когда люди живут и поступают друг к другу по любви, они не нуждаются в судьях, полиции и законах, т.к. они поступают в своих отношениях по милости. Милость выше справедливости. Разве может человек сделать что-то плохое тому, кого он любит. Когда человек любит другого, то он прощает ему все недостатки его и все его ошибки. Бог любит людей и относится к людям по милости, прощая все их грехи на Земле, но для этого люди должны быть с Богом, не отрицать Его, а признать Его своим Богом. А для того, чтобы быть вместе с Богом в Его вечности, нужно обрести любовь к Нему. Бог никого не хочет заставить силой быть с Ним в вечности. Но так как в бесконечности нет такого места, где не было бы Бога, то отвергающие Бога, не любящие Бога, существовать после физической смерти своей на Земле просто не могут. Бог любит всех людей и ждет их пробуждения от сна их неверия, в котором многие находятся. Все люди грешники, но Бог прощает и спасает тех, кто верит и любит Бога. Бог относится к людям по милости, так как по справедливости все люди осуждены и лишены жизни вечной.
Жить без любви с Богом и людьми в вечности невозможно. Многие знают из людей, что прожить без любви вместе трудно даже один день. Но можно прожить вместе с тем, кто не имеет любви к тебе все же этот день, но для этого нужно иметь терпение. Можно прожить даже 10, 20 и 50 лет, но жить в вечности с Богом и с людьми, не любя их, невозможно. Также и люди должны понимать: может ли быть Бог с человеком в вечности, если человек отвергает и не любит Бога.
Все это дает нам возможность для понимания обращения Иисуса Христа к христианам, Его последователям, со следующими словами:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». От Иоанна, 13-34
Если мы любим Бога, то мы должны научиться любить друг друга, а это значит мы должны руководствоваться теми требованиями, которые содержатся при объяснении понятия слова «любовь». На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого, жертвует для любимого. И это совершается без всякого насилия над собой, это становится потребностью и приносит любящему счастье. Любовь отрицает эгоизм, делает его невозможным. Для нас становится более важным другой человек и, в конечном итоге: Бог и человек.
Отвержение эгоизма, своего «я» есть наше жертвоприношение. Мы жертвуем себя для другого, жизнь другого для нас становится более важной, чем своя. Это главное в любви. Без жертвоприношения любви не бывает!!!
Рождение ребенка в семье и его становление становятся главным в жизни отца и матери. Главным для них становится ребенок, а не сами они. Их собственные интересы отодвигаются на второй план. Любящий человек всегда переживает за любимого, участвует в его заботах и страданиях, стараясь облегчить их материально и морально. Любовь — это поток доброты от любящего к любимому. При этом любящий может не получить ответной любви. Так часто бывает в жизни людей, а также это относится и к неверующим людям, которые отвергают любовь Бога к ним.
Стремление понять другого, понять его переживания и трудности в жизни и возникающее при этом желание помочь ему есть один из источников зарождения любви в себе.
Любовь — это не чувство, как заявляют многие в этом мире. Любовь вызывает чувства: радости, горя, беспокойства и т.д., которые связаны с переживанием за жизнь того, кого мы любим. Мы радуемся счастью любимого и при этом сами становимся счастливыми. Мы переживаем за все его неудачи, огорчаясь вместе с ним. И если он имеет в чем-то необходимость, то мы помогаем ему, невзирая на то, даже если это будет трудно для нас и опасно. И это мы делаем с радостью, даже если это связано с жизнью для нас. Любящий может посвятить всю свою жизнь любимому, не получая при этом от него ничего для себя, кроме обретения счастья помочь ему, участвуя в его заботах. Можно ли что сравнить с величием любви в жизни тех людей на Земле, которые обрели любовь, которые обрели Бога в себе?!
• Так что же такое любовь? Полностью это не объяснимо. Если сказать, что это наше отношение к детям? Да, это так. Но ведь есть родители, которые не любят своих детей, бросают их. Также есть и дети, которые не любят своих родителей.
Но ведь любовь может быть и к неродному человеку. Также и отношения между мужем и женой могут быть основаны на любви, а могут быть основаны только на штампе в паспорте. Любовь может быть в нас, может и не быть. И если человек живет без любви, то жизнь его напрасна и пуста, являясь несчастной и не имеющей вечности.
• Любовь — это такое состояние, как будто кто-то присутствует в нас и подчиняет наши действия, управляя нами в пользу того, кого мы любим, отрицая наш эгоизм, наше «я».
Любовь не связана с внешностью того человека, которого мы любим. Если бы это было так, то Господь сказал бы христианам: любите красивых; но Он сказал: «Любите друг друга». Люди говорят иногда иначе: «Как я могут любить других (называя по имени своих товарищей по работе или тех, кто вместе с ними ходит в церковь), ведь они имеют недостатки, которые мне неприятны?» Но почему это люди не задаются таким же вопросом к себе: «А как можно любить меня, ведь у меня тоже немало недостатков, много плохого?» Все люди хотят, чтобы их любили и уважали, невзирая на их недостатки. Ответив на второй вопрос, нам становится понятным ответ на первый вопрос. Любить других людей — это значит помочь им исправить свои недостатки, а если они имеют физические недостатки, то помочь им в том, в чем они нуждаются.
У писателя Достоевского в «Братьях Карамазовых» упоминается беседа одной неверующей женщины с глубоко верующим человеком — старцем Зосимой. Она спрашивает его: «Как можно стать верующей?» Иными словами, можно сказать: «Как можно придти к Богу? И старец сказал: надо научиться любить людей, и в первую очередь, конечно же, тех, с которыми мы живем и работаем рядом. Старец Зосима рассказывает об одном человеке, который на пожелание научиться любить людей ответил, что он любит все человечество, что любит всех людей Земли и даже готов отдать жизнь за человечество, но не может вытерпеть и одного дня проживания с кем-то вместе: будь то в гостинице или при других обстоятельствах нахождения вместе. Нам надо научиться любить ближних в первую очередь, которые оказывают нам милость (См. Лука, глава 10:25-37). Без этого мы не можем обрести любовь к другим людям. В романе Достоевского «Идиот» есть высказывание: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя» (Полн. собр. соч., т. 8, стр. 379). Еще один пример: несколько лет назад я работал вместе с одной женщиной по подготовке документации к микрофильмированию. Она часто говорила всем: «Я люблю тебя», «Я люблю всех». «Тебе не трудно всех нас любить?» — спросил я ее. «Ведь имея любовь к людям, надо им помогать, т.е. жертвовать своим временем или чем-то другим». Но ее ответ был категоричен: «Мне не трудно любить всех». Но я же видел, что для обработки документации она выбирает самые легкие ящики — коробки с документацией. Поэтому мой вопрос к ней был такой: «Почему ты выбираешь для себя легкие для обработки коробки с документацией, хотя мы должны брать коробки по их порядку сложения? Выбирая легкие, ты оставляешь своим товарищам трудные для обработки коробки. Если ты нас любишь, то выбирай для себя самые трудные». Ответ ее был такой: приложив палец ко рту, она сказала: «Тсс, не говори громко!». И это было понятно, так как рядом работали наши товарищи.
Конечно, любить всех трудно, хотя надо стремиться к этому. Бог любит всех, но Его воплощение любви к людям — Голгофа. Бог принес Себя в жертвоприношение для всех людей, чтобы выкупить их грехи, испытав чудовищные страдания.
При совершении греха люди делают неугодное, противное для Бога, оскорбляющее Духа Святого. Совершая грех, люди, чтобы получить какую-то выгоду или удовольствие от плоти, отступают от Бога и попадают под власть дьявола, делая это добровольно. Человек не может выкупить себя из плена дьявола ничем. Это может сделать только Бог. И Бог выкупает людей великой ценой — Своею Кровью на Голгофском Кресте, так как нет ничего ценнее и больше в вечности любящего нас Бога. Поэтому дьявол не может сказать Богу: «Ты мало заплатил мне». Нет цены выше цены крови Бога. Бог, конечно, может уничтожить дьявола и все трудности в жизни людей на Земле. Но они нужны для совершенствования людей и их становления как детей Бога. Но можно ли стать детьми Бога без любви к Нему?
Пролитие Господом Своей Крови на Голгофском Кресте и есть плата дьяволу, чтобы выкупить грехи людей. Это и есть искупление (выкуп). Господь претерпел смерть будучи в человеческом теле. Но как Бог Сын Божий не имел смерти, потому что Бог смерти не подвластен и умереть не может никогда. Иисус воскрес в человеческом теле на третий день, но как Бог Он никогда не умирал, но претерпел все страдания на Голгофском
Кресте, такие же как имеют все люди, но во много раз больше.
В своих поступках человек на Земле получает право выбора. Выбрав жизнь без Бога, люди отказываются от жизни в вечности, потому что никто и ничто существовать в вечности без принадлежности к Богу не могут, так как это противоречит понятию слова Бог. Бог любит всех людей, но Он не хочет заставить людей силой любить Его. Бог не хочет, чтобы люди были роботами. Библия говорит нам, что Бог хочет, чтобы мы были любящими Его детьми, поступающими по Его Слову, чтобы мы стали христианами.
Исполнение жертвоприношения Богом на Голгофе не могло произойти без любви Бога к людям. Это подтверждается в 1-ом послании Коринфянам, гл. 13-3:
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы».
Здесь Апостол Павел, обращаясь к людям, говорит о великом значении всех благородных поступков людей, когда они их совершают по любви, которая является Богом в них, и только такие поступки могут принести им пользу. О какой пользе говорит Павел здесь? О материальной? Конечно, нет! Это говорится о том, что поступки этих людей угодны Богу и совершаются человеком по пожеланию Бога и при согласии человека выполнить их незамедлительно по потребности человека. Исполнение такого поступка приносит человеку радость. Но все это не что иное как перенесение божественности той любви Господа на Голгофе к людям, которую мы должны не только понять, но и стремиться воплотить ее в себе. Так надо понимать стихи 1-го Послания,гл. 13-3.
Господь наш не мог пойти на Голгофу без любви к людям. Ко всем людям! И к тем, кто плевал на Него, и к тем, кто прибивал Его руки и ноги гвоздями ко кресту. Это так удивительно для людей в их существовании на Земле, что порою даже трудно понять поступок Бога, Его великую любовь к людям. За время существования людей ничего не было выше Голгофы!
Любовь к людям рождает ответную любовь. Но не всегда! И это очень печально. Бог любит всех людей, но не все люди любят Бога. Ответная любовь характеризует внутреннюю сущность человека, его желание помочь людям и быть благодарным за все, что получает он от людей и от Бога, быть благодарным за все хорошее, что делают для него окружающие его люди. Переживание за ближних, за близких, желание помочь им — это уже начало любви. Сама же любовь, ее воплощение проявляется в поступках людей.
Если человек кого-то любит, то он не думает о том, что жертвуя своею жизнью для другого, любимого им, хуже он его или нет, любит ли его спасаемый или нет, сделал ли для него спасаемый что-то или нет. Люди часто жертвуют собою для спасения другого или других, совершенно незнакомых для них людей. Всё дело в том, что любовь не делает выбора и поступки её не связаны с выгодой. Так и Господь принёс Себя в жертву за всех людей: не чистеньких от грехов, а за всех падших на этой земле, из которых нет ни одного, который был бы достоин Его жертвы.
Но не все хотят жертвовать собою, своим временем, своим благополучием. Только получать для себя, ничего не давая взамен — так многие стремятся в этой жизни. И главное у этих людей — собственное «я», эгоизм.
Сущность любви состоит в отречении от своего «я» во имя другого человека. Отречение же невозможно без страдания и притом добровольного. Страдания, святость и любовь между собою связаны в одно целое. Об этом говорит в своей книге Павел Биллхаймер («Не расточай свои печали», Чикаго, 1990 г.). Многие люди, глубоко верующие, испытали в своей жизни много страданий. И автор говорит об их духовном совершенстве, о наличии глубокой любви у них. Прекрасно его утверждение: «Но те глаза, что слез не льют — не могут излучать сияние». В Библии в книге Иов, гл. 5–7, говорится:
«Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».
Преодолеть свой эгоизм, избавиться от него трудно. И эта победа без страданий не обходится. Павел Биллхаймер в своей книге говорит, что каждый шаг на пути духовного прогресса будет оставлять за собой кровавые следы раненного себялюбия.
Эгоизм у людей не от Бога. Эгоизм связан с совершением первого греха людей, когда они отдали предпочтение сделать то, что они хотели и на первое место поставили своё "я", а не Бога.
* * *
Как же классически определяется и истолковывается слово «любовь» в литературе? Конечно, лучше всего надо смотреть в толковом словаре. Но и в словарях разных авторов определение слова «любовь» различно, а то, что имеется общего, — противоречиво. Слово «любовь» определяется как:
1) чувство сильной или постоянной привязанности для посвящения себя детям — материнская любовь,
2) привлекательность, основанная на сексуальном желании, сильная привязанность и нежность.
Эти два высказывания утверждаются многими авторами как определение слова «любовь» и отличаются для всех авторов по существу незначительно. Рассматривая их, мы понимаем, что совершенно разные отношения между людьми определяются здесь одним словом «любовь», а это противоречит всякой логике. Но может быть что-то общее? Да, есть. Но только название слова: привязанность.
Привязанность. Но в первом высказывании привязанность — на всю жизнь, а во втором высказывании привязанность может быть только на несколько дней или на одну ночь. Да и привязанности эти разные. Вторая привязанность основана на желании тела, плоти. Но привязанность в первом высказывании основана на совершенно другом. Значит общего ничего нет! А почему тогда разные отношения между людьми определяются одним словом. Это ошибка или это так выгодно миру, в котором многие люди служат дьяволу? Во втором высказывании есть слово привлекательность.
Привлекательность к красивому — удивительное чувство, которое Бог дал людям. Всем людям знакомо это состояние, когда просто невозможно отвести взгляда от красивого предмета, от красивых цветов, от красивого пейзажа, от красивого человека. Привлекательность мужчины и женщины друг к другу имеет большое значение в удовлетворении половых отношений. Чтобы стать мужем и женой, это очень важно для них. Но это еще не является основой, чтобы любить друг друга. Без любви брак будет недолговечен или будет несчастливой вся будущая жизнь у них. Половые отношения связаны с удовлетворением нашей плоти, но любовь — это духовное, это проявление Бога в нас. И это навечно! Нельзя сказать о том, что вот он или она любили кого-то, а потом разлюбили. Этим высказыванием разрушается божественность любви. Можно и правильно надо сказать, что у этих людей никогда не было любви!
• Из всех потребностей для нашей плоти (для нашего тела, а это: питание, сон, туалет и т.д. — половые отношения приносят человеку самое большое наслаждение. Но это никакого отношения к любви не имеет. Отношения между мужчиной и женщиной, основанные на привлекательности, но без любви — кратковременны. И если спросить одного из них: может ли он (она) умереть за другую (другого), то ответ будет отрицательный: «Да вы что. С какой стати. Зачем мне это нужно?» Можно ли здесь говорить о любви? Любовь — это когда человек может отдать при надобности свою жизнь за другого, не о чем не жалея при этом! В семейной жизни привлекательность может быть на всю жизнь друг к другу, но может быть только на непродолжительное время из‑за возрастных изменений или из‑за того, что можно встретить более привлекательную женщину (мужчину). И тогда семью может сохранить только любовь. Даже тогда, когда может встретиться женщина прекраснее твоей жены (твоего мужа), с которой (которым) ты найдешь намного больше наслаждений в интимной жизни. И тогда преградой для них становится твоя любовь к жене (к мужу), преградой неодолимой, потому что любовь ограждает от всего, что может быть плохим для того, которого ты любишь; потому что любовь неизмеримо выше по своей силе воздействия на человека, по своей силе для его чувств и ощущений, в том числе и от плотских наслаждений при самой большой привлекательности партнера.
• В последней главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, что Иисус три раза спросил апостола Петра: любит ли он Его. Господь, по-видимому, три раза спросил Петра, так как Петр отрекся три раза от Господа. Но не менее интересно знать, почему именно Господь спрашивает Петра о его любви к Нему?!
Любовь, только любовь может быть источником служения Господу. Только любовь к Богу может донести до сердец людей слова, которые может произнести верующий, призывающий других от неверия и темноты к Свету, к признанию Бога своим Господом. Но может быть в этом вопросе Господа к Петру есть и другое? Ведь раньше Петр клялся умереть за Господа, если это потребуется, и не отречься от Него. Казалось бы, Господь своим вопросом должен бы напомнить Петру и спросить его: «Ты сможешь умереть за меня?» Но Господь спрашивает: «Любишь ли ты меня?». Не означает ли это и то, что если кто любит, то он при необходимости отдаст свою жизнь за того, кого любит?! И в дальнейшем Петр подтвердил своею жизнью это, своим служением Иисусу Христу и своею смертью за Него. Господь доказал людям Свою любовь к ним на Голгофе, на кресте. Подобно Господу, принял свою смерть на кресте и Петр, доказав свою любовь к Нему тоже на кресте.
• Любовь Бога к людям прекрасна и удивительна. Бог ждет возвращения каждого человека из мира неверия и пошлости, из мира зла к Нему в мир любви, мир верности и чистоты. И Бог помогает нам в этом. Иисус рассказывает об этом в притче «О блудном сыне». Известный художник Рембрандт решил воспроизвести эту притчу в своей картине, но допустил духовную ошибку. Он нарисовал отца, находящимся внутри своего дома, только что вставшим со стула и положившим руки на сына, стоящего на коленях перед отцом. Но в притче Господь говорит, что когда сын шел к отцу, но был еще далеко, отец увидел его и сжалился; и «побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лука, 15-20). Притча говорит нам о том, что когда мы делаем только первые шаги к Богу — Он мгновенно устремляется к нам, «бежит» нам навстречу, отвергая Свое величие, как будто Он забывает о том, что Он Великий и Всемогущий Бог всего. Со стороны некоторых людей это может показаться самоунижением: разве может так относиться Бог к грешнику. Грешный сын идет к отцу, а он уже бежит к нему, и падает ему на шею и целует его. Удивительна и прекрасна любовь Бога к людям. Каждый любящий человек ведет себя
также, так как в нем есть Бог. Художник не понял этого.
Апостол Иоанн в 13-ой главе рассказывает, как Иисус омывал ноги своим ученикам. Бог как бы говорит этими поступками людям: «Неужели вы не видите, как Я люблю вас». Любовь Бога рождает любовь в людях, но если мы будем сами стремиться к этому, иметь желание понять Бога и любящих нас людей. Апостол Иоанн в 1-ом послании, глава 4-19, говорит людям: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».
Люди, имеющие любовь к другим людям, рано или поздно для них, становятся верующими людьми — любящими Бога. Но иначе просто не может быть, так как в них пребывает Бог. Также к Богу приходят все, кто нуждается в Нем, кто старается найти истину, смысл жизни, кто стремится поступать по совести в своей жизни, кто старается помочь нуждающимся в чем-то людям, кто испытал много горя, много страданий в своей жизни, кто понял, как обижает людей несправедливость этого мира, построенного людьми, стремящимися к славе и богатству.
Мотив такой любви: сострадание к людям, переживание вместе с ними их радости и горя, получение радости, когда сможешь помочь им ("она его за раны полюбила, а он её за состраданье к ним"). Обычно это чувство сопереживания возникает у людей, которые сами пережили горе и знают, что это такое. В большинстве своих случаев любовь к людям появляется до того как они становятся верующими. Любовь к Богу приходит только
после уверования или может быть в одно и то же время. Многие знают, что есть среди
неверующих людей такие, которые относятся к людям лучше, чем те кто называет себя верующими. И эти неверующие оказывают помощь другим гораздо больше чем
верующие. В таких людях поселяется Дух Божий, потому что такие люди угодны Богу. Поселяясь Своим Духом, Бог помогает им обрести веру, потому что они в своей жизни не на словах, а на деле стремятся обрести Его праведность. Дух Святой их, Который они получили и есть их любовь. Источником становления в них любви становится: Дух Божий.
Эгоистичные люди не могут любить, в них нет любви, так как эгоизм и любовь отрицают друг друга. В этих людях нет Бога, в них не может присутствовать Дух Бога — Святой Дух, то есть Бог. Они могут верить, что есть Бог, но они не могут полюбить Бога, они далеки от Него. Путь спасения для них-отказаться от первостепенности во всем для себя, научиться любить окружающих их людей. Любящие Бога никогда не должны сомневаться в том, что их жизнь связана с Богом вечностью.
Достоевский в книге «Бесы» приводит прекрасные слова одного человека к любящей его женщине перед своею смертью. Вот что он говорил:
«Мое бессмертие уже потому необходимо, что Бог не захочет сделать неправды и погаситьсовсем огонь разгоревшейся к Нему любви в моем сердце.И что дороже любви? Любовь выше бытия, любовь — венец бытия, и как же возможно, чтобы бытие было ей неподклонно? Если я полюбил Его и обрадовался любви моей — возможно ли, чтоб Он погасил и меня, и радость мою и обратил нас в нуль? Если есть Бог, то и я бессмертен». Бог есть! Все верующие знают это и знают, что они бессмертны. 1Ин 4,7 и Ин 3:16
Разум человека и возможности познания духовного в жизни верующих людей на земле совершенствуются Богом. Изменяются условия и требования Бога во всех Заветах для них. И если раньше Бог устанавливал евреям подробные правила в их жизни: обрезание, порядок жертвоприношения, что употреблять в пищу, то этим проверялась вера евреев того времени. Не обрезание давало праведность перед Богом, а вера при исполнении обрезания. Не совершение обрядов в пище, избрание той или иной пищи и т.д., а вера при исполнении этих требований от Бога. И если кто не ел свинину или делал обрезание и все это делал формально, чтобы не осудили другие евреи, то это не давало человеку никакой праведности перед Богом. Наша любовь к Богу и к людям, а это значит
и вера, отрицание своего эгоизма — это главное, о чем говорит Бог людям в Его книге Библии.
Гордость — а это выпячивание своего «я», своих достоинств перед другими людьми — рождает пренебрежение к людям и является большим препятствием для обретения любви в себе. Дух гордости, эгоизма, непризнания своей греховности является препятствием, преградой для того, чтобы быть с Богом. Прекрасны слова Давида в 50-м псалме (англ. 51) при обращении его к Богу:
«Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный...» Псалом 50–18,19.
Обряды не могут изменить духовный мир человека, то-есть его мысли, его отношение к Богу и к людям, но всегда изменяется человек, обретая любовь в себе. Этого не поняли и не понимают до сих пор иудеи, отвергая Мессию и Его Новый Завет — последнее Слово Бога к людям. Любовь, только любовь к Богу и к людям может спасти, может спасти нас.
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»
Галатам, глава 5-6
• И еще, очень важная сторона любви та, что когда любят — всегда ждут. Мы ждем любимого человека до последнего нашего вздоха. Ждем и надеемся, любим и ждем. И наша любовь помогает выжить любимому человеку в его трудных условиях жизни. Я не понимал раньше: почему люди говорят, что те, кого любят, возвращаются с войны живыми, что у них больше вероятности выжить, чем у нелюбимых. Но понял, когда прочитал книгу Экзюпери о том, как он будучи летчиком потерпел аварию в безлюдной пустыне, где ему грозила гибель. Экзюпери говорит, что если кого-то любят и ждут, то он старается выжить и борется до последних сил, чтобы вернуться к тому, кто его любит, чтобы не причинить ему боли и горя. Любовь помогает также и в других случаях, когда мы знаем, что должны вернуться к тому, кто нуждается в нас.
• Любовь изменяет человека, и не только любящего, но и любимого. Самым лучшим источником воспитания детей в семье является любовь родителей друг к другу и к детям. Никакое образование не заменит любви для воспитания детей. Образование важно, конечно, для воспитания, но оно не является главным. Главное во всем любовь. Дети стараются подражать родителям в их отношениях друг к другу и ко всем окружающим их людям.
---------------------------------------------
Некоторым читателям романа Достоевского "Идиот" кажутся непонятными, а другим загадочными отношения князя Мышкина к двум женщинам: к Аглае и к Настасии Филипповне. По словам князя, Аглаю он очень любит и хочет на ней жениться, а Настасью Филипповну он также любит, правда, не добавляет слово"очень".После встречи князя с ними двоими в доме Рогожина князь бросает Аглаю и остаётся с Настасией Филипповной, на которой он и собирается в дальнейшем жениться. Князь о своей любви к ним говорил вполне искренне, и мы не вправе сомневаться в этом. Почему же он оставил Аглаю, которую любил очень, но остался с Настасией Филипповной, которую по его словам он любил, но не очень?
В отличие от Н.Ф. князь не только любил Аглаю, но и имел к ней большое влечение
как к женщине. Когда Аглая организовала встречу втроём у Рогожина, то сделала это
она из-за эгоистических намерений, стараясь доказать Н.Ф., что та в жизни князя ничего не значит. К тому же Аглая унизила Настасью Филипповну перед князем и Рогожиным, напомнив её прошлое. Для Настасьи Филипповны была нанесена такая рана, когда она уже не только не могла контролировать себя, но для её жизни угрожала опасность. Решение спасти её зависело только от князя, поэтому он и не мог оставить её. Любовь князя выбрала ту, которой угрожала большая опасность. Любовь отвергает эгоизм. Поэтому князь, спасая Настасью Филипповну, отказался от своей счастливой женитьбы
на любимой девушке. Князь пренебрёг собою, своею жизнью, что для многих людей кажется невероятным: отдать свою жизнь для другого. Обыватель, конечно, назовёт
такого человека идиотом. Я, думаю, что христианский писатель Достоевский в
качестве основания для этого поступка князя взял притчу Господа «о заблудшей овце».
См. Матфея 18:11-14 и Лука 15:3-7.
------------------------------------------------
К кому бы мы не испытывали любовь: к детям, к родителям, к другим людям — везде есть общее — это самопожертвование любящего по направлению к любимому. И оно совершается по нашей внутренней потребности, по нашему желанию и приносит удовлетворение, радость и счастье нам. Но где источник этого? Библия дает ответ нам на это: присутствие Бога в нас! Но почему Бог присутствует в одним людях, а в других нет, хотя любит всех? Почему это так? Ответ один: наше большое «я», забота в первую очередь о себе. Эгоизм человека закрывает сердце для присутствия в нем Бога. Не Бог виноват в этом. В этом виноваты люди. Бог же любит людей и ждет, когда они откроют свое сердце, чтобы любить Его и людей. Вот последние слова Бога к людям:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...>> Откр. 3:20
Самое печальное в жизни человека, когда люди отвергают его любовь. Тогда опускаются руки, пропадает всякое желание что-то делать, не хочется ни о чём думать и мечтать. Да, это всё так, потому что ничего больше любви в человеке быть не может. Потому что любовь от Бога и любовь - это Бог в нас. Любовь даёт нам возможность жить даже в самое трудное время. И об этом знают не только люди прошедшие через войну. Любовь Бога несравненно выше человеческой любви. Поэтому и страдания Бога выше человеческих. И всё это испытал на Себе Господь на Голгофе.
--------------------------------------------------
В своей жизни мы часто употребляем слово «любовь» вместо слова «нравится» и делаем это неправильно. Так мы говорим: я люблю яблоки, я люблю заниматься спортом; тогда как мы должны говорить: мне нравятся яблоки или мне очень нравятся яблоки, мне нравится заниматься спортом и т.д. Также можно говорить: я обожаю театр. Но употреблять здесь слово «любовь», как говорят люди: «ни к селу ни к городу», то есть это неправильно. Надо отвыкать от этих ошибок.
-------------------------------------------
В связи с неправильным понятием слова «любовь» люди делают и другую ошибку, когда говорят, что любовь может быть причиной страсти, что страсть — это уж очень, очень большая любовь. Непонимание связано с тем, что страсть принадлежит телу, его желаниям, потребностям, возведенным до крайности самим человеком, тогда как любовь никакого отношения к телу не имеет. Страсть принадлежит тем или иным чувствам, источником которых является тело. Источником любви является Бог, это божественное состояние. Любовь вызывает разные чувства, но эти чувства направлены не на себя, не для удовлетворения своих телесных потребностей. Через любовь проявляется наше отношение к людям, но это отношение уже проникнуто и руководствуется Богом, Его Божественным Духом, находящимся в нас. Любовь никогда не делает зла, тогда как страсть может принести много горя человеку, даже и смерть. И один пример, когда человек после длительного перенесенного голода набрасывается на пищу и не может остановиться. В результате человек погибает от отравления. По своему превосходству, данному от Бога, разум человека отличается от разума животного, и человек, в отличие от животного, может преодолеть страсть, когда страсть несет в себе негативные последствия. Но любовь более разумна, т.к. она от Бога, а поэтому, руководствуясь любовью, человек всегда может остановить негативную страсть. И в этом случае можно сказать, что любовь побеждает страсть.
Ступени познания любви есть ступени познания и обретения Бога, которые мы совершаем в нашей жизни, обретая свободу и счастье. Но на земле только начало! В Библии есть одно предложение, которое олицетворяет всю Библию, излагая ее так кратко. Эти слова нам надо помнить всегда, помнить о великой любви Бога к нам, ко всем живущим людям на земле.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» От Иоанна, глава 3-16
В сегодняшнем понятии любви всегда смешивается духовное с телесным. Любовь определяют как чувство, возникающее у людей, имеющих привлекательность друг к другу и имеющих сексуальные отношения между собой. В конечном итоге, когда то и другое теряют заинтересованность в них - кончается и любовь. А отсюда и заявление: да, любовь кончилась, любовь кратковременна. Так ли это? Это правда?
Но в мире есть одна книга! Эта книга от Бога, и она говорит людям, что ваше понятие о любви-это ложь.
Любовь не связана с телесным. Любовь - это Божественное состояние человека,
когда в нём присутствует Бог- Его Дух. Да, любовь связана с душой человека, то-есть
с его чувствами и ощущениями (радость, переживания, горе, восторг и др.). Любовь порождает их, но сама чувством не является. Чувства, возникающие от любви, намного превосходят по своей силе влияния на человека те чувства, которые возникают от телесных наслаждений, в том числе и сексуальных. Любовь подчиняет себе их.
Введение 2
Необходимо выделить два слова: справедливость и милость и немного сказать об этом, чтобы понять место, которое они занимают в отношениях христиан с Богом и
между собой.
Бог поступает по отношению к дьяволу по справедливости: Бог выкупает из дьявольских сетей верующих, выплачивая дьяволу самое драгоценное в мире — Свою Кровь на Голгофском Кресте. Нет ничего ценнее Его Крови. Поэтому дьявол не может обвинить Бога за то, что Он мало заплатил ему за грехи людей, выкупая их. Бог также поступает по справедливости, принимая решение для тех людей, кто отвергает Его, и отправляет их вместе с дьяволом в ад.
Бог поступает по милости, спасая всех людей, кто верит Ему и любит Его. Бог любит всех людей, но отвергающие Его не могут быть с Ним в Его в вечности.
Любви без милости не бывает! Милость выше справедливости!
Здесь затрагиваются также ряд вопросов, на которые я не нашёл ответа в христианской литературе. Так, например: может ли неверующий человек, который имеет любовь к людям так и остаться неверующим человеком до конца своей жизни? Подвластна ли страсть любви? Насколько правильно (со стороны духовности) написана картина Рембрандтом "О блудном сыне" ? Ну и также другое.
Но всё же главная цель этой статьи объяснить светским людям (на их языке), что такое
любовь, так как в телевидении и других СМИ творится, что то невероятное, дьявольское
надругательство над божественностью этого слова. Поэтому в начале статьи я привожу
текст из 1-го Послания Коринфянам, а также разъяснения некоторых истин из Библии,
которые все знающие их могут, конечно, пропустить при чтении.
--------------------------------------------------
«Бог есть любовь, и пребывающий
в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
1ое Иоанна, 4-16
Эта статья о любви, а также о том: можем ли мы понять, что такое любовь и дать определение этому слову. Смотря телевизионные передачи, читая книги, а также общаясь с другими людьми, мы часто слышим и употребляем слово «любовь», но понимаем мы его по‑разному, по‑разному и объясняют его. Как узнать нам: есть ли любовь в нас, есть ли любовь во мне?
Для чего мы живем на Земле, а также что такое любовь — трудно объяснимые понятия. Рассуждая о них, мы неизбежно приходим к понятию слова Бог. Апостол Иоанн говорит нам, что «Бог есть любовь». Это короткое, но очень емкое определение раскрывается в Библии на многих ее страницах. Так, Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам в 13-ой главе говорит так:
«4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. Не радуется неправде, а сорадуется истине,
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит
8. Любовь никогда не перестает...».
Библия утверждает, что любовь — это проявление Бога в нас, это состояние Бога в нас и везде. Бог не имеет начала и конца, также и любовь бесконечна и не имела никогда начала и не будет иметь никогда конца. Любовь без Бога не бывает. Следовательно, любовь существовала до сотворения Земли. Каждое следующее утверждение о любви, которое делает Апостол Павел, все больше и больше объясняет нам величие любви:
«13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Любовь больше, потому что когда мы любим Бога, то верим, что Он есть, и надеемся на встречу с Ним, то-есть если мы любим, то мы имеем в себе и веру, и надежду. И далее:
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
(Римлянам, 13-10)
Заповеди, которые Бог дал евреям через Моисея, а это и является Законом, определяют необходимые и правильные отношения между людьми и Богом, а также и между людьми в их повседневной жизни. Эти заповеди, этот Закон исполняются людьми полностью, когда они руководствуются при этом любовью.
Отношения между людьми имеют большие различия, когда они основаны на любви друг к другу и когда любовь отсутствует.
1) Когда люди живут без любви друг к другу, то для их отношений между собой требуются законы, судьи, полиция и т.д. Люди ищут справедливости. И не всегда легко доказать, кто из них прав, а кто виноват, для тех, кто разбирает их тяжбы. И в итоге часто спорят, ссорятся, ругаются, стараются мстить за нанесенные обиды. Одни нуждаются в охране, чтобы их не обидели; другие нуждаются в охране, чтобы они не нарушили законы и не обижали других.
2) Когда люди живут и поступают друг к другу по любви, они не нуждаются в судьях, полиции и законах, т.к. они поступают в своих отношениях по милости. Милость выше справедливости. Разве может человек сделать что-то плохое тому, кого он любит. Когда человек любит другого, то он прощает ему все недостатки его и все его ошибки. Бог любит людей и относится к людям по милости, прощая все их грехи на Земле, но для этого люди должны быть с Богом, не отрицать Его, а признать Его своим Богом. А для того, чтобы быть вместе с Богом в Его вечности, нужно обрести любовь к Нему. Бог никого не хочет заставить силой быть с Ним в вечности. Но так как в бесконечности нет такого места, где не было бы Бога, то отвергающие Бога, не любящие Бога, существовать после физической смерти своей на Земле просто не могут. Бог любит всех людей и ждет их пробуждения от сна их неверия, в котором многие находятся. Все люди грешники, но Бог прощает и спасает тех, кто верит и любит Бога. Бог относится к людям по милости, так как по справедливости все люди осуждены и лишены жизни вечной.
Жить без любви с Богом и людьми в вечности невозможно. Многие знают из людей, что прожить без любви вместе трудно даже один день. Но можно прожить вместе с тем, кто не имеет любви к тебе все же этот день, но для этого нужно иметь терпение. Можно прожить даже 10, 20 и 50 лет, но жить в вечности с Богом и с людьми, не любя их, невозможно. Также и люди должны понимать: может ли быть Бог с человеком в вечности, если человек отвергает и не любит Бога.
Все это дает нам возможность для понимания обращения Иисуса Христа к христианам, Его последователям, со следующими словами:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». От Иоанна, 13-34
Если мы любим Бога, то мы должны научиться любить друг друга, а это значит мы должны руководствоваться теми требованиями, которые содержатся при объяснении понятия слова «любовь». На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого, жертвует для любимого. И это совершается без всякого насилия над собой, это становится потребностью и приносит любящему счастье. Любовь отрицает эгоизм, делает его невозможным. Для нас становится более важным другой человек и, в конечном итоге: Бог и человек.
Отвержение эгоизма, своего «я» есть наше жертвоприношение. Мы жертвуем себя для другого, жизнь другого для нас становится более важной, чем своя. Это главное в любви. Без жертвоприношения любви не бывает!!!
Рождение ребенка в семье и его становление становятся главным в жизни отца и матери. Главным для них становится ребенок, а не сами они. Их собственные интересы отодвигаются на второй план. Любящий человек всегда переживает за любимого, участвует в его заботах и страданиях, стараясь облегчить их материально и морально. Любовь — это поток доброты от любящего к любимому. При этом любящий может не получить ответной любви. Так часто бывает в жизни людей, а также это относится и к неверующим людям, которые отвергают любовь Бога к ним.
Стремление понять другого, понять его переживания и трудности в жизни и возникающее при этом желание помочь ему есть один из источников зарождения любви в себе.
Любовь — это не чувство, как заявляют многие в этом мире. Любовь вызывает чувства: радости, горя, беспокойства и т.д., которые связаны с переживанием за жизнь того, кого мы любим. Мы радуемся счастью любимого и при этом сами становимся счастливыми. Мы переживаем за все его неудачи, огорчаясь вместе с ним. И если он имеет в чем-то необходимость, то мы помогаем ему, невзирая на то, даже если это будет трудно для нас и опасно. И это мы делаем с радостью, даже если это связано с жизнью для нас. Любящий может посвятить всю свою жизнь любимому, не получая при этом от него ничего для себя, кроме обретения счастья помочь ему, участвуя в его заботах. Можно ли что сравнить с величием любви в жизни тех людей на Земле, которые обрели любовь, которые обрели Бога в себе?!
• Так что же такое любовь? Полностью это не объяснимо. Если сказать, что это наше отношение к детям? Да, это так. Но ведь есть родители, которые не любят своих детей, бросают их. Также есть и дети, которые не любят своих родителей.
Но ведь любовь может быть и к неродному человеку. Также и отношения между мужем и женой могут быть основаны на любви, а могут быть основаны только на штампе в паспорте. Любовь может быть в нас, может и не быть. И если человек живет без любви, то жизнь его напрасна и пуста, являясь несчастной и не имеющей вечности.
• Любовь — это такое состояние, как будто кто-то присутствует в нас и подчиняет наши действия, управляя нами в пользу того, кого мы любим, отрицая наш эгоизм, наше «я».
Любовь не связана с внешностью того человека, которого мы любим. Если бы это было так, то Господь сказал бы христианам: любите красивых; но Он сказал: «Любите друг друга». Люди говорят иногда иначе: «Как я могут любить других (называя по имени своих товарищей по работе или тех, кто вместе с ними ходит в церковь), ведь они имеют недостатки, которые мне неприятны?» Но почему это люди не задаются таким же вопросом к себе: «А как можно любить меня, ведь у меня тоже немало недостатков, много плохого?» Все люди хотят, чтобы их любили и уважали, невзирая на их недостатки. Ответив на второй вопрос, нам становится понятным ответ на первый вопрос. Любить других людей — это значит помочь им исправить свои недостатки, а если они имеют физические недостатки, то помочь им в том, в чем они нуждаются.
У писателя Достоевского в «Братьях Карамазовых» упоминается беседа одной неверующей женщины с глубоко верующим человеком — старцем Зосимой. Она спрашивает его: «Как можно стать верующей?» Иными словами, можно сказать: «Как можно придти к Богу? И старец сказал: надо научиться любить людей, и в первую очередь, конечно же, тех, с которыми мы живем и работаем рядом. Старец Зосима рассказывает об одном человеке, который на пожелание научиться любить людей ответил, что он любит все человечество, что любит всех людей Земли и даже готов отдать жизнь за человечество, но не может вытерпеть и одного дня проживания с кем-то вместе: будь то в гостинице или при других обстоятельствах нахождения вместе. Нам надо научиться любить ближних в первую очередь, которые оказывают нам милость (См. Лука, глава 10:25-37). Без этого мы не можем обрести любовь к другим людям. В романе Достоевского «Идиот» есть высказывание: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя» (Полн. собр. соч., т. 8, стр. 379). Еще один пример: несколько лет назад я работал вместе с одной женщиной по подготовке документации к микрофильмированию. Она часто говорила всем: «Я люблю тебя», «Я люблю всех». «Тебе не трудно всех нас любить?» — спросил я ее. «Ведь имея любовь к людям, надо им помогать, т.е. жертвовать своим временем или чем-то другим». Но ее ответ был категоричен: «Мне не трудно любить всех». Но я же видел, что для обработки документации она выбирает самые легкие ящики — коробки с документацией. Поэтому мой вопрос к ней был такой: «Почему ты выбираешь для себя легкие для обработки коробки с документацией, хотя мы должны брать коробки по их порядку сложения? Выбирая легкие, ты оставляешь своим товарищам трудные для обработки коробки. Если ты нас любишь, то выбирай для себя самые трудные». Ответ ее был такой: приложив палец ко рту, она сказала: «Тсс, не говори громко!». И это было понятно, так как рядом работали наши товарищи.
Конечно, любить всех трудно, хотя надо стремиться к этому. Бог любит всех, но Его воплощение любви к людям — Голгофа. Бог принес Себя в жертвоприношение для всех людей, чтобы выкупить их грехи, испытав чудовищные страдания.
При совершении греха люди делают неугодное, противное для Бога, оскорбляющее Духа Святого. Совершая грех, люди, чтобы получить какую-то выгоду или удовольствие от плоти, отступают от Бога и попадают под власть дьявола, делая это добровольно. Человек не может выкупить себя из плена дьявола ничем. Это может сделать только Бог. И Бог выкупает людей великой ценой — Своею Кровью на Голгофском Кресте, так как нет ничего ценнее и больше в вечности любящего нас Бога. Поэтому дьявол не может сказать Богу: «Ты мало заплатил мне». Нет цены выше цены крови Бога. Бог, конечно, может уничтожить дьявола и все трудности в жизни людей на Земле. Но они нужны для совершенствования людей и их становления как детей Бога. Но можно ли стать детьми Бога без любви к Нему?
Пролитие Господом Своей Крови на Голгофском Кресте и есть плата дьяволу, чтобы выкупить грехи людей. Это и есть искупление (выкуп). Господь претерпел смерть будучи в человеческом теле. Но как Бог Сын Божий не имел смерти, потому что Бог смерти не подвластен и умереть не может никогда. Иисус воскрес в человеческом теле на третий день, но как Бог Он никогда не умирал, но претерпел все страдания на Голгофском
Кресте, такие же как имеют все люди, но во много раз больше.
В своих поступках человек на Земле получает право выбора. Выбрав жизнь без Бога, люди отказываются от жизни в вечности, потому что никто и ничто существовать в вечности без принадлежности к Богу не могут, так как это противоречит понятию слова Бог. Бог любит всех людей, но Он не хочет заставить людей силой любить Его. Бог не хочет, чтобы люди были роботами. Библия говорит нам, что Бог хочет, чтобы мы были любящими Его детьми, поступающими по Его Слову, чтобы мы стали христианами.
Исполнение жертвоприношения Богом на Голгофе не могло произойти без любви Бога к людям. Это подтверждается в 1-ом послании Коринфянам, гл. 13-3:
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы».
Здесь Апостол Павел, обращаясь к людям, говорит о великом значении всех благородных поступков людей, когда они их совершают по любви, которая является Богом в них, и только такие поступки могут принести им пользу. О какой пользе говорит Павел здесь? О материальной? Конечно, нет! Это говорится о том, что поступки этих людей угодны Богу и совершаются человеком по пожеланию Бога и при согласии человека выполнить их незамедлительно по потребности человека. Исполнение такого поступка приносит человеку радость. Но все это не что иное как перенесение божественности той любви Господа на Голгофе к людям, которую мы должны не только понять, но и стремиться воплотить ее в себе. Так надо понимать стихи 1-го Послания,гл. 13-3.
Господь наш не мог пойти на Голгофу без любви к людям. Ко всем людям! И к тем, кто плевал на Него, и к тем, кто прибивал Его руки и ноги гвоздями ко кресту. Это так удивительно для людей в их существовании на Земле, что порою даже трудно понять поступок Бога, Его великую любовь к людям. За время существования людей ничего не было выше Голгофы!
Любовь к людям рождает ответную любовь. Но не всегда! И это очень печально. Бог любит всех людей, но не все люди любят Бога. Ответная любовь характеризует внутреннюю сущность человека, его желание помочь людям и быть благодарным за все, что получает он от людей и от Бога, быть благодарным за все хорошее, что делают для него окружающие его люди. Переживание за ближних, за близких, желание помочь им — это уже начало любви. Сама же любовь, ее воплощение проявляется в поступках людей.
Если человек кого-то любит, то он не думает о том, что жертвуя своею жизнью для другого, любимого им, хуже он его или нет, любит ли его спасаемый или нет, сделал ли для него спасаемый что-то или нет. Люди часто жертвуют собою для спасения другого или других, совершенно незнакомых для них людей. Всё дело в том, что любовь не делает выбора и поступки её не связаны с выгодой. Так и Господь принёс Себя в жертву за всех людей: не чистеньких от грехов, а за всех падших на этой земле, из которых нет ни одного, который был бы достоин Его жертвы.
Но не все хотят жертвовать собою, своим временем, своим благополучием. Только получать для себя, ничего не давая взамен — так многие стремятся в этой жизни. И главное у этих людей — собственное «я», эгоизм.
Сущность любви состоит в отречении от своего «я» во имя другого человека. Отречение же невозможно без страдания и притом добровольного. Страдания, святость и любовь между собою связаны в одно целое. Об этом говорит в своей книге Павел Биллхаймер («Не расточай свои печали», Чикаго, 1990 г.). Многие люди, глубоко верующие, испытали в своей жизни много страданий. И автор говорит об их духовном совершенстве, о наличии глубокой любви у них. Прекрасно его утверждение: «Но те глаза, что слез не льют — не могут излучать сияние». В Библии в книге Иов, гл. 5–7, говорится:
«Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».
Преодолеть свой эгоизм, избавиться от него трудно. И эта победа без страданий не обходится. Павел Биллхаймер в своей книге говорит, что каждый шаг на пути духовного прогресса будет оставлять за собой кровавые следы раненного себялюбия.
Эгоизм у людей не от Бога. Эгоизм связан с совершением первого греха людей, когда они отдали предпочтение сделать то, что они хотели и на первое место поставили своё "я", а не Бога.
* * *
Как же классически определяется и истолковывается слово «любовь» в литературе? Конечно, лучше всего надо смотреть в толковом словаре. Но и в словарях разных авторов определение слова «любовь» различно, а то, что имеется общего, — противоречиво. Слово «любовь» определяется как:
1) чувство сильной или постоянной привязанности для посвящения себя детям — материнская любовь,
2) привлекательность, основанная на сексуальном желании, сильная привязанность и нежность.
Эти два высказывания утверждаются многими авторами как определение слова «любовь» и отличаются для всех авторов по существу незначительно. Рассматривая их, мы понимаем, что совершенно разные отношения между людьми определяются здесь одним словом «любовь», а это противоречит всякой логике. Но может быть что-то общее? Да, есть. Но только название слова: привязанность.
Привязанность. Но в первом высказывании привязанность — на всю жизнь, а во втором высказывании привязанность может быть только на несколько дней или на одну ночь. Да и привязанности эти разные. Вторая привязанность основана на желании тела, плоти. Но привязанность в первом высказывании основана на совершенно другом. Значит общего ничего нет! А почему тогда разные отношения между людьми определяются одним словом. Это ошибка или это так выгодно миру, в котором многие люди служат дьяволу? Во втором высказывании есть слово привлекательность.
Привлекательность к красивому — удивительное чувство, которое Бог дал людям. Всем людям знакомо это состояние, когда просто невозможно отвести взгляда от красивого предмета, от красивых цветов, от красивого пейзажа, от красивого человека. Привлекательность мужчины и женщины друг к другу имеет большое значение в удовлетворении половых отношений. Чтобы стать мужем и женой, это очень важно для них. Но это еще не является основой, чтобы любить друг друга. Без любви брак будет недолговечен или будет несчастливой вся будущая жизнь у них. Половые отношения связаны с удовлетворением нашей плоти, но любовь — это духовное, это проявление Бога в нас. И это навечно! Нельзя сказать о том, что вот он или она любили кого-то, а потом разлюбили. Этим высказыванием разрушается божественность любви. Можно и правильно надо сказать, что у этих людей никогда не было любви!
• Из всех потребностей для нашей плоти (для нашего тела, а это: питание, сон, туалет и т.д. — половые отношения приносят человеку самое большое наслаждение. Но это никакого отношения к любви не имеет. Отношения между мужчиной и женщиной, основанные на привлекательности, но без любви — кратковременны. И если спросить одного из них: может ли он (она) умереть за другую (другого), то ответ будет отрицательный: «Да вы что. С какой стати. Зачем мне это нужно?» Можно ли здесь говорить о любви? Любовь — это когда человек может отдать при надобности свою жизнь за другого, не о чем не жалея при этом! В семейной жизни привлекательность может быть на всю жизнь друг к другу, но может быть только на непродолжительное время из‑за возрастных изменений или из‑за того, что можно встретить более привлекательную женщину (мужчину). И тогда семью может сохранить только любовь. Даже тогда, когда может встретиться женщина прекраснее твоей жены (твоего мужа), с которой (которым) ты найдешь намного больше наслаждений в интимной жизни. И тогда преградой для них становится твоя любовь к жене (к мужу), преградой неодолимой, потому что любовь ограждает от всего, что может быть плохим для того, которого ты любишь; потому что любовь неизмеримо выше по своей силе воздействия на человека, по своей силе для его чувств и ощущений, в том числе и от плотских наслаждений при самой большой привлекательности партнера.
• В последней главе Евангелия от Иоанна рассказывается о том, что Иисус три раза спросил апостола Петра: любит ли он Его. Господь, по-видимому, три раза спросил Петра, так как Петр отрекся три раза от Господа. Но не менее интересно знать, почему именно Господь спрашивает Петра о его любви к Нему?!
Любовь, только любовь может быть источником служения Господу. Только любовь к Богу может донести до сердец людей слова, которые может произнести верующий, призывающий других от неверия и темноты к Свету, к признанию Бога своим Господом. Но может быть в этом вопросе Господа к Петру есть и другое? Ведь раньше Петр клялся умереть за Господа, если это потребуется, и не отречься от Него. Казалось бы, Господь своим вопросом должен бы напомнить Петру и спросить его: «Ты сможешь умереть за меня?» Но Господь спрашивает: «Любишь ли ты меня?». Не означает ли это и то, что если кто любит, то он при необходимости отдаст свою жизнь за того, кого любит?! И в дальнейшем Петр подтвердил своею жизнью это, своим служением Иисусу Христу и своею смертью за Него. Господь доказал людям Свою любовь к ним на Голгофе, на кресте. Подобно Господу, принял свою смерть на кресте и Петр, доказав свою любовь к Нему тоже на кресте.
• Любовь Бога к людям прекрасна и удивительна. Бог ждет возвращения каждого человека из мира неверия и пошлости, из мира зла к Нему в мир любви, мир верности и чистоты. И Бог помогает нам в этом. Иисус рассказывает об этом в притче «О блудном сыне». Известный художник Рембрандт решил воспроизвести эту притчу в своей картине, но допустил духовную ошибку. Он нарисовал отца, находящимся внутри своего дома, только что вставшим со стула и положившим руки на сына, стоящего на коленях перед отцом. Но в притче Господь говорит, что когда сын шел к отцу, но был еще далеко, отец увидел его и сжалился; и «побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лука, 15-20). Притча говорит нам о том, что когда мы делаем только первые шаги к Богу — Он мгновенно устремляется к нам, «бежит» нам навстречу, отвергая Свое величие, как будто Он забывает о том, что Он Великий и Всемогущий Бог всего. Со стороны некоторых людей это может показаться самоунижением: разве может так относиться Бог к грешнику. Грешный сын идет к отцу, а он уже бежит к нему, и падает ему на шею и целует его. Удивительна и прекрасна любовь Бога к людям. Каждый любящий человек ведет себя
также, так как в нем есть Бог. Художник не понял этого.
Апостол Иоанн в 13-ой главе рассказывает, как Иисус омывал ноги своим ученикам. Бог как бы говорит этими поступками людям: «Неужели вы не видите, как Я люблю вас». Любовь Бога рождает любовь в людях, но если мы будем сами стремиться к этому, иметь желание понять Бога и любящих нас людей. Апостол Иоанн в 1-ом послании, глава 4-19, говорит людям: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».
Люди, имеющие любовь к другим людям, рано или поздно для них, становятся верующими людьми — любящими Бога. Но иначе просто не может быть, так как в них пребывает Бог. Также к Богу приходят все, кто нуждается в Нем, кто старается найти истину, смысл жизни, кто стремится поступать по совести в своей жизни, кто старается помочь нуждающимся в чем-то людям, кто испытал много горя, много страданий в своей жизни, кто понял, как обижает людей несправедливость этого мира, построенного людьми, стремящимися к славе и богатству.
Мотив такой любви: сострадание к людям, переживание вместе с ними их радости и горя, получение радости, когда сможешь помочь им ("она его за раны полюбила, а он её за состраданье к ним"). Обычно это чувство сопереживания возникает у людей, которые сами пережили горе и знают, что это такое. В большинстве своих случаев любовь к людям появляется до того как они становятся верующими. Любовь к Богу приходит только
после уверования или может быть в одно и то же время. Многие знают, что есть среди
неверующих людей такие, которые относятся к людям лучше, чем те кто называет себя верующими. И эти неверующие оказывают помощь другим гораздо больше чем
верующие. В таких людях поселяется Дух Божий, потому что такие люди угодны Богу. Поселяясь Своим Духом, Бог помогает им обрести веру, потому что они в своей жизни не на словах, а на деле стремятся обрести Его праведность. Дух Святой их, Который они получили и есть их любовь. Источником становления в них любви становится: Дух Божий.
Эгоистичные люди не могут любить, в них нет любви, так как эгоизм и любовь отрицают друг друга. В этих людях нет Бога, в них не может присутствовать Дух Бога — Святой Дух, то есть Бог. Они могут верить, что есть Бог, но они не могут полюбить Бога, они далеки от Него. Путь спасения для них-отказаться от первостепенности во всем для себя, научиться любить окружающих их людей. Любящие Бога никогда не должны сомневаться в том, что их жизнь связана с Богом вечностью.
Достоевский в книге «Бесы» приводит прекрасные слова одного человека к любящей его женщине перед своею смертью. Вот что он говорил:
«Мое бессмертие уже потому необходимо, что Бог не захочет сделать неправды и погаситьсовсем огонь разгоревшейся к Нему любви в моем сердце.И что дороже любви? Любовь выше бытия, любовь — венец бытия, и как же возможно, чтобы бытие было ей неподклонно? Если я полюбил Его и обрадовался любви моей — возможно ли, чтоб Он погасил и меня, и радость мою и обратил нас в нуль? Если есть Бог, то и я бессмертен». Бог есть! Все верующие знают это и знают, что они бессмертны. 1Ин 4,7 и Ин 3:16
Разум человека и возможности познания духовного в жизни верующих людей на земле совершенствуются Богом. Изменяются условия и требования Бога во всех Заветах для них. И если раньше Бог устанавливал евреям подробные правила в их жизни: обрезание, порядок жертвоприношения, что употреблять в пищу, то этим проверялась вера евреев того времени. Не обрезание давало праведность перед Богом, а вера при исполнении обрезания. Не совершение обрядов в пище, избрание той или иной пищи и т.д., а вера при исполнении этих требований от Бога. И если кто не ел свинину или делал обрезание и все это делал формально, чтобы не осудили другие евреи, то это не давало человеку никакой праведности перед Богом. Наша любовь к Богу и к людям, а это значит
и вера, отрицание своего эгоизма — это главное, о чем говорит Бог людям в Его книге Библии.
Гордость — а это выпячивание своего «я», своих достоинств перед другими людьми — рождает пренебрежение к людям и является большим препятствием для обретения любви в себе. Дух гордости, эгоизма, непризнания своей греховности является препятствием, преградой для того, чтобы быть с Богом. Прекрасны слова Давида в 50-м псалме (англ. 51) при обращении его к Богу:
«Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный...» Псалом 50–18,19.
Обряды не могут изменить духовный мир человека, то-есть его мысли, его отношение к Богу и к людям, но всегда изменяется человек, обретая любовь в себе. Этого не поняли и не понимают до сих пор иудеи, отвергая Мессию и Его Новый Завет — последнее Слово Бога к людям. Любовь, только любовь к Богу и к людям может спасти, может спасти нас.
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»
Галатам, глава 5-6
• И еще, очень важная сторона любви та, что когда любят — всегда ждут. Мы ждем любимого человека до последнего нашего вздоха. Ждем и надеемся, любим и ждем. И наша любовь помогает выжить любимому человеку в его трудных условиях жизни. Я не понимал раньше: почему люди говорят, что те, кого любят, возвращаются с войны живыми, что у них больше вероятности выжить, чем у нелюбимых. Но понял, когда прочитал книгу Экзюпери о том, как он будучи летчиком потерпел аварию в безлюдной пустыне, где ему грозила гибель. Экзюпери говорит, что если кого-то любят и ждут, то он старается выжить и борется до последних сил, чтобы вернуться к тому, кто его любит, чтобы не причинить ему боли и горя. Любовь помогает также и в других случаях, когда мы знаем, что должны вернуться к тому, кто нуждается в нас.
• Любовь изменяет человека, и не только любящего, но и любимого. Самым лучшим источником воспитания детей в семье является любовь родителей друг к другу и к детям. Никакое образование не заменит любви для воспитания детей. Образование важно, конечно, для воспитания, но оно не является главным. Главное во всем любовь. Дети стараются подражать родителям в их отношениях друг к другу и ко всем окружающим их людям.
---------------------------------------------
Некоторым читателям романа Достоевского "Идиот" кажутся непонятными, а другим загадочными отношения князя Мышкина к двум женщинам: к Аглае и к Настасии Филипповне. По словам князя, Аглаю он очень любит и хочет на ней жениться, а Настасью Филипповну он также любит, правда, не добавляет слово"очень".После встречи князя с ними двоими в доме Рогожина князь бросает Аглаю и остаётся с Настасией Филипповной, на которой он и собирается в дальнейшем жениться. Князь о своей любви к ним говорил вполне искренне, и мы не вправе сомневаться в этом. Почему же он оставил Аглаю, которую любил очень, но остался с Настасией Филипповной, которую по его словам он любил, но не очень?
В отличие от Н.Ф. князь не только любил Аглаю, но и имел к ней большое влечение
как к женщине. Когда Аглая организовала встречу втроём у Рогожина, то сделала это
она из-за эгоистических намерений, стараясь доказать Н.Ф., что та в жизни князя ничего не значит. К тому же Аглая унизила Настасью Филипповну перед князем и Рогожиным, напомнив её прошлое. Для Настасьи Филипповны была нанесена такая рана, когда она уже не только не могла контролировать себя, но для её жизни угрожала опасность. Решение спасти её зависело только от князя, поэтому он и не мог оставить её. Любовь князя выбрала ту, которой угрожала большая опасность. Любовь отвергает эгоизм. Поэтому князь, спасая Настасью Филипповну, отказался от своей счастливой женитьбы
на любимой девушке. Князь пренебрёг собою, своею жизнью, что для многих людей кажется невероятным: отдать свою жизнь для другого. Обыватель, конечно, назовёт
такого человека идиотом. Я, думаю, что христианский писатель Достоевский в
качестве основания для этого поступка князя взял притчу Господа «о заблудшей овце».
См. Матфея 18:11-14 и Лука 15:3-7.
------------------------------------------------
К кому бы мы не испытывали любовь: к детям, к родителям, к другим людям — везде есть общее — это самопожертвование любящего по направлению к любимому. И оно совершается по нашей внутренней потребности, по нашему желанию и приносит удовлетворение, радость и счастье нам. Но где источник этого? Библия дает ответ нам на это: присутствие Бога в нас! Но почему Бог присутствует в одним людях, а в других нет, хотя любит всех? Почему это так? Ответ один: наше большое «я», забота в первую очередь о себе. Эгоизм человека закрывает сердце для присутствия в нем Бога. Не Бог виноват в этом. В этом виноваты люди. Бог же любит людей и ждет, когда они откроют свое сердце, чтобы любить Его и людей. Вот последние слова Бога к людям:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...>> Откр. 3:20
Самое печальное в жизни человека, когда люди отвергают его любовь. Тогда опускаются руки, пропадает всякое желание что-то делать, не хочется ни о чём думать и мечтать. Да, это всё так, потому что ничего больше любви в человеке быть не может. Потому что любовь от Бога и любовь - это Бог в нас. Любовь даёт нам возможность жить даже в самое трудное время. И об этом знают не только люди прошедшие через войну. Любовь Бога несравненно выше человеческой любви. Поэтому и страдания Бога выше человеческих. И всё это испытал на Себе Господь на Голгофе.
--------------------------------------------------
В своей жизни мы часто употребляем слово «любовь» вместо слова «нравится» и делаем это неправильно. Так мы говорим: я люблю яблоки, я люблю заниматься спортом; тогда как мы должны говорить: мне нравятся яблоки или мне очень нравятся яблоки, мне нравится заниматься спортом и т.д. Также можно говорить: я обожаю театр. Но употреблять здесь слово «любовь», как говорят люди: «ни к селу ни к городу», то есть это неправильно. Надо отвыкать от этих ошибок.
-------------------------------------------
В связи с неправильным понятием слова «любовь» люди делают и другую ошибку, когда говорят, что любовь может быть причиной страсти, что страсть — это уж очень, очень большая любовь. Непонимание связано с тем, что страсть принадлежит телу, его желаниям, потребностям, возведенным до крайности самим человеком, тогда как любовь никакого отношения к телу не имеет. Страсть принадлежит тем или иным чувствам, источником которых является тело. Источником любви является Бог, это божественное состояние. Любовь вызывает разные чувства, но эти чувства направлены не на себя, не для удовлетворения своих телесных потребностей. Через любовь проявляется наше отношение к людям, но это отношение уже проникнуто и руководствуется Богом, Его Божественным Духом, находящимся в нас. Любовь никогда не делает зла, тогда как страсть может принести много горя человеку, даже и смерть. И один пример, когда человек после длительного перенесенного голода набрасывается на пищу и не может остановиться. В результате человек погибает от отравления. По своему превосходству, данному от Бога, разум человека отличается от разума животного, и человек, в отличие от животного, может преодолеть страсть, когда страсть несет в себе негативные последствия. Но любовь более разумна, т.к. она от Бога, а поэтому, руководствуясь любовью, человек всегда может остановить негативную страсть. И в этом случае можно сказать, что любовь побеждает страсть.
Ступени познания любви есть ступени познания и обретения Бога, которые мы совершаем в нашей жизни, обретая свободу и счастье. Но на земле только начало! В Библии есть одно предложение, которое олицетворяет всю Библию, излагая ее так кратко. Эти слова нам надо помнить всегда, помнить о великой любви Бога к нам, ко всем живущим людям на земле.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» От Иоанна, глава 3-16