Русское православие (ч. 5)

Творчество участников форума

Модераторы: The Warrior, mmai, Volkonskaya

Русское православие (ч. 5)

Сообщение Елисей » Сб дек 10, 2011 1:32 pm

В мире есть некая заполненность чем-то, нету ничего бессмысленного и неопределённого - всё (где мы живём) можно увидеть и познать особый замысел.. Он труден для человеческого познания, однако не невозможен в процессе изучения. И человек может ошибаться, затем исправлять св. заблуждения, чтобы приблизиться к истине.
Что такое истина?
- Истина в том, что меня родила женщина
- Истина в том, что человек родился для жизни
- Истина и в другом: существует просто жизнь и есть Жизнь*.
Думаю все заметили дилемму в последнем определении.. Что я имел ввиду под словами "жизнь" и "Жизнь"?
Давайте вместе рассуждать. Кто думает, что он просто живёт, то ошибается и вот почему. Любой человек изменяется с детства до старости, меняется не только его внешность, размеры мозга и др. частей, а также - мироощущения.
Мир, как всем известно, не терпит пустоты, а в физике - если помните - в природе нет вакуума... Так и человек на протяжении всей мировой истории, учась у природы, наполняет мозг знаниями, "наводит порядок" в св. мыслях, в законах, теориях - во всех идейных трудах... Понятия "правда"(истина) и "ложь" придумали тоже люди, и это помогает нам думать, упорядочивать собственные суждения. Согласитесь со мной, что только психически нездоровый человек не сможет никогда понять - и то не всегда - где правда, а где ложь, даже в элементарной ситуации, потому что он испугается, запутается и обязательно сделает неправильный вывод.
Итак, "просто жизнь" - это не существование (как мы привыкли думать), а некая установка в человеч. мозге и в душе. Она не бессмыслена, у неё есть св. цель: прожить относительно спокойно, или прожить по какому-то сценарию, примеру предшественников, каких-то родных, знакомых, или же по образцу историч. деятелей, учёных и др. Главное в сей жизни: не делать себе плохо, "не усугублять св. положения", как выражаются юристы. Называйте это как хотите: обывательское существование, разумное поведение - это не столь важно. Яркими примерами "простых жизней", их хозяинов, служат нам такие литературные герои как Фамусов из "Горя от ума", Чичиков в "Мёртвых душах", Наполеон ("Война и мир").
А давайте-ка, для полноты картины я попробую представить "жизнь" в разных аспектах? (кроме биологического..).
В разумном мире всё имеет смысл... Даже когда мы спим - отдых наша задача, насущная цель. Известные мыслители на Земле "прицепились" к вопросу и проблеме жизни человека.
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
"Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага" (из энциклопедии). Синоним "блага" - сл. "добро". А "..добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру" (энциклопедия). Беспорно, каждый индивид решает, будет ли он жить с этими идеалистич. установками, или нацелит по-иному св. судьбу. И всё больше и больше "человеков" делают именно свой выбор, не оглядываясь на традиционные представления общества, теократии и светской власти - такая заданность "нов. идеи мира". Я бы добавил, что дух свободомыслия - а значит и поступков - витает над миром. Ничего удивительного здесь нет - третье тысячелетие от Р. Х. на дворе планеты!..
Заметили вкрапление молодёжной речи у меня, вернее не речи, а представления?.. В конце концов, не нужно воспринимать меня за энциклопедиста, учителя - я товарищ своему читателю!
Но и не упомянуть о значении трудов Платона и Аристотеля именно в христианском учении, я не могу - нужно вскользь пройти их. Если грубо обощить, они св. представлениями о мире(бытие), человеке, жизни и различных взаимосвязей последних дали импульс к развитию европейских (и мировых вцелом) наук. Без них не было бы целых библиотек по богословии, философии, логике, физике и др. - то что есть.
Платон создал теорию о двух мирах: видимый мир и невидимый - мир идей... Дуализм также представлен
в его учении о теле и душе, и он начал противопоставлять их как две разнородные сущности. Тело - разложимо и смертно, а душа - вечна. Ничего вам не напоминает? Правильно, Евангелие и теории Платона не противоречат друг другу, наоборот - взаимодополняют...
Что же предлагает нам Аристотель?

"В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
1.Материя(греч. ΰλη...) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
2.Форма (греч. μορφή...) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы".

"По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал..."(энциклопедия). Фома Аквинский и схоластч. "учителя" в дальнейшем подхватили и развивали эту метафизику мыслителя древности. Однако до сего.. хронологически был бл. Августин. "Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского"(энцикл.). Православные теологи намного позже стали проникать и вникать в сии работы Античности и "образовываться" по ним.
Русская православная мысль не развивалась не потому, что не было умных рус. людей. Думаю, для этого не были созданы условия, да и общее образование - на низком уровне, по сравнению с Зап. Европой. Приведу лишь один факт: первый в мире университет возник в Болонье (Франция) к кон. 11 в., а в России в 18 в. был основан в Москве первый университет. Семинарии тоже не приживались на Руси, а в сан священников часто рукополагали необразованных православных.
Пора возвращатся к вопросу "жизни" разносторонне, и с философ. аспекта мы быстро рассмотрели его, а теперь и в искусстве.. Оно занимается отражением действительности, или каких-то идей, направленное на создание эстетических форм. Искусство доступно оч. многим, а влияние кино, литературы, музыки, живописи и т. п. велико на человека. И если произведения иск-ва влияют на него, значит они меняют жизнь, в положительную, либо в отриц. сторону. С чем это связано? Да потому что в эстетич. формах всегда подаётся нам эпизод, либо сама жизнь, и только сравнительно мало опусов, оторванных от реалий, вне времени и пространства. Одновременно с каким-то иск-вом мы проживаем часть собственной жизни, например, идя на художественную выставку, мы затрачиваем определённое время у себя.. И мы можем быть благодарными творцам мелодий, пьес, скульптур и др. - или не понимать его (речь идёт о настоящем иск-ве).
Я вспоминаю св. соседку, которая пошла с нами на инструментальный концерт в музыкальное училище, и потом она была удивлена именно св. необычным состоянием во время концерта.. Наверное, она после жила воспоминанием от того эпизода.. Что касается меня.. помните в ч. 1 я упоминал, как удивило ребёнка его "встреча" с православным храмом - фрески, иконы, архитектура, итерьер церкви? Я до сих пор неравнодушно отношусь к православной культуре.
Трудно себе представить человека, который живёт вне общества, а значит и без культуры, присущей той или иной традиционной среде общежительства. И даже как мы говорим, как готовим еду, молимся в церкви и многое др. - всё это "заимствование" из определённой культуры наших родителей, предков. Правда, есть много способов по-другому всё это делать, поэтому культуру разделяют на: традиционную и нетрадиционную. И в нынешнюю эпоху "информатизации и совр. технологий" человеку не доставит великого труда узнать о многих культурах мира, и избрать те особенности культуры др. нации, которые нравятся.. Вопрос выбора (не только в сфере искусств) может быть оч. значим в отдельной жизни, и в цивилизованых странах это давно поняли, закрепив свободу выбора в правовых нормах.
Христианская насущная, реальная жизнь - если она претендует на таковую в каждом верующем и в христианской общине - идёт по пути двух заповедей любви. Первая гласит возлюбить Господа Бога всем сердцем.., а вторая: люби ближнего твоего, как самого себя. Всё - ничего более... Замечу: сколько смысла вложено Отцом и в первую заповедь, и во вторую!..
Он смотрит глубоко в душу человеческую, чтобы отыскать там Любовь, Любовь не в словах - в суетных и лживых по сути - а в делах, поступках, в подвигах.. Как странно мне слышать сл. "любовь" по телевизору, в ине-те - везде, где оно выступает в роли "проститутки"! Грех давно обозначают словом "любовь" - нормально, да??! Этим мы даём повод злорадствовать лукавому - его победа и заключется в подмене понятий: белое сделать чёрным, любовь заменить псевдолюбовью...


* Жизнь - для верующих с Богом.

(продолжение следует)
Елисей
Участник
Участник
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Ср фев 23, 2011 8:55 am

Вернуться в Наша проза

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot]