Поэтическая составляющая в АП (бардовской песне)
Добавлено: Вт янв 29, 2013 8:17 am
Всем знакомы песни родоначальника жанра Булата Окуджавы, все знают песни Владимира Высоцкого. Раньше было достаточно определения "поющаяся поэзия" и "тишина-гитара-голос", и все было понятно, о какой песне речь, и не требовалось никакой классификации.
Вот что говорили основатели АП о своей песне:
Б. Окуджава "Музыка души"
Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста - это всегда показ. Творческий вечер автора - это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.
Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, я писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить.
— Я думаю, что сочинение песен такого рода надо рассматривать как явление литературное. <...> Лучшие из наших песен прежде всего интересны стихами, правда, существующими в неразрьтной связи с мелодией. Совершенно очевидно, какую огром ную нагрузку несёт в подобных песнях слово, как важен в них единый поэтический стиль. (А. Галич).
— Просто это определённая форма устной поэзии. (М. Анчаров).
—Лучшие из наших песен те, в которых найдено своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем не менее, мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. (Ю. Ким)
Абсолютное большинство тех, кто сегодня причастен к АП, признают приоритет ТЕКСТА над музыкой и что это "поющаяся поэзия". И считают очень важным в тексте
особый язык и стиль, обеспечивающие личностную интонацию и живой, неформальный подход к теме /Википедия/ , "отношение между исполнителем и слушателем не как артиста перед зрителем, а как двух собеседников, один из которых просто на данный момент завладел гитарой" /Андрей Безруков/
===========================================================
А также:
"Духовно-нравственные основы авторской песни"
http://slovoa.narod.ru/pespoez/pes2.htm#0-1
Суть авторской песни заключается в ее человечных духовно-нравственных основах, на которых авторская песня поднялась и за счет которых привлекла к себе так много мыслящих людей, став заметным явлением российской культуры второй половины двадцатого века.
Духовно-нравственные основы авторской песни состоят из нескольких принципов, определяющих ее мировоззрение и вытекающий из него образ действий. Принципы эти таковы.
1. Предстояние человека перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными ценностями, присутствие этого большего, вечного в личной жизни каждого и жизни всего песенного содружества.
2. Утверждение идеала человека, прошедшего через тяжкие испытания и сохранившего, утвердившего в себе человечность, мужество, благородство и другие черты человеческого облика.
3. Постоянное движение вперед, стремление к открытию новых горизонтов, сторон мира, достижению новых высот для сохранения достигнутой внутренней высоты человека.
4. Жизнеутверждающий, созидающий настрой.
5. Общественный, общинный настрой.
6. Принцип внутреннего единства песни и жизни и вытекающий из него приоритет внутренней прожитости песни перед внешним мастерством ее исполнения.
============================================================
В настоящее же время появилось много авторов-исполнителей, тексты песен (и/или музыки) которых вызывают вопросы - так не похожи они на песни основателей, и возникла потребность как-то отделить классическую АП, выделив какие-то отдельные направления АП (ведь возник же на стыке жанров бард-рок со своими особенностями как текстов, так и музыки).
Хотелось бы проанализировать произведения современных авторов-исполнителей: относятся ли их тексты к направлениям классической АП или являются новым направлением в АП.
Поскольку бардовская песня - песня самодеятельная, самим бардам не разобраться в литературных тонкостях. Нужна помощь филологов, лингвистов.
В данной теме хотелось бы получить, для начала, ответы на вопросы:
1) К каким направлениям в поэзии (романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм...) можно отнести стихи Окуджавы?
2) относится ли, к примеру, данный текст к классике АП, каковой являются стихи Окуджавы:
Из серых наших стен, из затхлых рубежей нет выхода, кроме как
Сквозь дырочки от звезд, пробоины от снов, туда, где на пергаментном листе зари
Пикирующих птиц, серебряных стрижей печальная хроника
Записана шутя, летучею строкой, бегущею строкой, поющей изнутри.
Так где же он есть, затерянный наш град? Мы не были вовсе там.
Но только наплевать, что мимо, то - пыль, а главное - не спать в тот самый миг,
Когда
Придет пора шагать веселою тропой полковника Фосетта,
Нелепый этот вальс росой на башмаках нести с собой в затерянные города.
Мы как тени - где-то между сном и явью, и строка наша чиста.
Мы живем от надежды до надежды, как солдаты - от привала до креста.
Как расплавленная магма, дышащая небом, рвется из глубин,
Катится по нашим венам Вальс Гемоглобин.
Так сколько ж нам лет, так кто из нас кто - мы так и не поняли...
Но странный сей аккорд, раскрытый, как ладонь, сквозь дырочки от снов все ж
Разглядеть смогли -
Так вслушайся в него - возможно, это он качался над Японией,
Когда последний смертник запускал мотор над телом скальпированной своей земли.
Но если ты - дурак, то это навсегда, не выдумаешь заново
Ни детского сна, ни пары гранат, ни солнышка, склоняющегося к воде,
Так где ж ты, серый волк - последняя звезда созвездия Иванова?
У черного хребта ни пули, ни креста - лишь слезы, замерзающие в бороде.
А серый волк зажат в кольце собак, он рвется, клочья шкуры оставляя на снегу,
Кричит: "Держись, царевич, им меня не взять, держись, Ванек! Я отобьюсь и
Прибегу.
Нас будет ждать драккар на рейде и янтарный пирс Валгаллы, светел и неколебим, -
Но только через танец на снегу, багровый Вальс Гемоглобин".
Ты можешь жить вскользь, ты можешь жить влет, на касты всех людей деля,
Мол, "этот вот - крут, а этот вот - нет, а этот, мол - так, ни то и ни се."
Но я увидел вальс в твоих глазах - и нет опаснее свидетеля,
Надежнее свидетеля, чем я, который видел вальс в глазах твоих и понял все.
Не бойся - я смолчу, останусь навсегда Египетским ребусом,
Но только, возвращаясь в сотый раз домой, засунувши в компостер разовый билет,
Возьми и оглянись - ты видишь? Серый волк несется за троллейбусом,
А значит - ты в строю, тебя ведет вальс веселою тропой, как прежде - след в
След.
Рвись - не рвись, но он не пустит тебя, проси - не проси.
Звездною фрезой распилена планета вдоль по оси.
Нам теперь узнать бы только, на какой из двух половин
Будет наша остановка - Вальс Гемоглобин.
----------------
Желательно послушать мнение филологов, лингвистов
Вот что говорили основатели АП о своей песне:
Б. Окуджава "Музыка души"
Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста - это всегда показ. Творческий вечер автора - это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.
Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, я писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить.
— Я думаю, что сочинение песен такого рода надо рассматривать как явление литературное. <...> Лучшие из наших песен прежде всего интересны стихами, правда, существующими в неразрьтной связи с мелодией. Совершенно очевидно, какую огром ную нагрузку несёт в подобных песнях слово, как важен в них единый поэтический стиль. (А. Галич).
— Просто это определённая форма устной поэзии. (М. Анчаров).
—Лучшие из наших песен те, в которых найдено своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем не менее, мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. (Ю. Ким)
Абсолютное большинство тех, кто сегодня причастен к АП, признают приоритет ТЕКСТА над музыкой и что это "поющаяся поэзия". И считают очень важным в тексте
особый язык и стиль, обеспечивающие личностную интонацию и живой, неформальный подход к теме /Википедия/ , "отношение между исполнителем и слушателем не как артиста перед зрителем, а как двух собеседников, один из которых просто на данный момент завладел гитарой" /Андрей Безруков/
===========================================================
А также:
"Духовно-нравственные основы авторской песни"
http://slovoa.narod.ru/pespoez/pes2.htm#0-1
Суть авторской песни заключается в ее человечных духовно-нравственных основах, на которых авторская песня поднялась и за счет которых привлекла к себе так много мыслящих людей, став заметным явлением российской культуры второй половины двадцатого века.
Духовно-нравственные основы авторской песни состоят из нескольких принципов, определяющих ее мировоззрение и вытекающий из него образ действий. Принципы эти таковы.
1. Предстояние человека перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными ценностями, присутствие этого большего, вечного в личной жизни каждого и жизни всего песенного содружества.
2. Утверждение идеала человека, прошедшего через тяжкие испытания и сохранившего, утвердившего в себе человечность, мужество, благородство и другие черты человеческого облика.
3. Постоянное движение вперед, стремление к открытию новых горизонтов, сторон мира, достижению новых высот для сохранения достигнутой внутренней высоты человека.
4. Жизнеутверждающий, созидающий настрой.
5. Общественный, общинный настрой.
6. Принцип внутреннего единства песни и жизни и вытекающий из него приоритет внутренней прожитости песни перед внешним мастерством ее исполнения.
============================================================
В настоящее же время появилось много авторов-исполнителей, тексты песен (и/или музыки) которых вызывают вопросы - так не похожи они на песни основателей, и возникла потребность как-то отделить классическую АП, выделив какие-то отдельные направления АП (ведь возник же на стыке жанров бард-рок со своими особенностями как текстов, так и музыки).
Хотелось бы проанализировать произведения современных авторов-исполнителей: относятся ли их тексты к направлениям классической АП или являются новым направлением в АП.
Поскольку бардовская песня - песня самодеятельная, самим бардам не разобраться в литературных тонкостях. Нужна помощь филологов, лингвистов.
В данной теме хотелось бы получить, для начала, ответы на вопросы:
1) К каким направлениям в поэзии (романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм...) можно отнести стихи Окуджавы?
2) относится ли, к примеру, данный текст к классике АП, каковой являются стихи Окуджавы:
Из серых наших стен, из затхлых рубежей нет выхода, кроме как
Сквозь дырочки от звезд, пробоины от снов, туда, где на пергаментном листе зари
Пикирующих птиц, серебряных стрижей печальная хроника
Записана шутя, летучею строкой, бегущею строкой, поющей изнутри.
Так где же он есть, затерянный наш град? Мы не были вовсе там.
Но только наплевать, что мимо, то - пыль, а главное - не спать в тот самый миг,
Когда
Придет пора шагать веселою тропой полковника Фосетта,
Нелепый этот вальс росой на башмаках нести с собой в затерянные города.
Мы как тени - где-то между сном и явью, и строка наша чиста.
Мы живем от надежды до надежды, как солдаты - от привала до креста.
Как расплавленная магма, дышащая небом, рвется из глубин,
Катится по нашим венам Вальс Гемоглобин.
Так сколько ж нам лет, так кто из нас кто - мы так и не поняли...
Но странный сей аккорд, раскрытый, как ладонь, сквозь дырочки от снов все ж
Разглядеть смогли -
Так вслушайся в него - возможно, это он качался над Японией,
Когда последний смертник запускал мотор над телом скальпированной своей земли.
Но если ты - дурак, то это навсегда, не выдумаешь заново
Ни детского сна, ни пары гранат, ни солнышка, склоняющегося к воде,
Так где ж ты, серый волк - последняя звезда созвездия Иванова?
У черного хребта ни пули, ни креста - лишь слезы, замерзающие в бороде.
А серый волк зажат в кольце собак, он рвется, клочья шкуры оставляя на снегу,
Кричит: "Держись, царевич, им меня не взять, держись, Ванек! Я отобьюсь и
Прибегу.
Нас будет ждать драккар на рейде и янтарный пирс Валгаллы, светел и неколебим, -
Но только через танец на снегу, багровый Вальс Гемоглобин".
Ты можешь жить вскользь, ты можешь жить влет, на касты всех людей деля,
Мол, "этот вот - крут, а этот вот - нет, а этот, мол - так, ни то и ни се."
Но я увидел вальс в твоих глазах - и нет опаснее свидетеля,
Надежнее свидетеля, чем я, который видел вальс в глазах твоих и понял все.
Не бойся - я смолчу, останусь навсегда Египетским ребусом,
Но только, возвращаясь в сотый раз домой, засунувши в компостер разовый билет,
Возьми и оглянись - ты видишь? Серый волк несется за троллейбусом,
А значит - ты в строю, тебя ведет вальс веселою тропой, как прежде - след в
След.
Рвись - не рвись, но он не пустит тебя, проси - не проси.
Звездною фрезой распилена планета вдоль по оси.
Нам теперь узнать бы только, на какой из двух половин
Будет наша остановка - Вальс Гемоглобин.
----------------
Желательно послушать мнение филологов, лингвистов