Страница 1 из 2
Айрис Мердок. Черный принц.
Добавлено:
Чт июл 05, 2007 2:39 pm
ofelia
Читали это произведение? Как вам?
Добавлено:
Ср янв 30, 2008 5:33 pm
Princetongirl
да, это произведение читать и перечитывать надо, Санта-Барбара со всеми их романами и приключениями отдыхает....
Добавлено:
Чт янв 31, 2008 4:42 pm
ofelia
Ага! А "Отрубленная голова" читали? Это вообще сериалище))
Добавлено:
Чт янв 31, 2008 7:34 pm
mars
Я тут недавно прочел, что Айрис -
яркий представитель литературы пост-модернизма.
Во! какие дела...
Добавлено:
Пт фев 01, 2008 6:59 pm
ofelia
mars
Да, это я тоже читала) Хотя особого модернизма я в самом стиле не вижу, если только экстравагантность в сюжете.
Добавлено:
Вс май 04, 2008 3:25 am
Лесная
Постмодернизм в том, что после великолепного романтического повествования идут послесловия четырех действующих лиц, и в каждом ситуация освещена совершенно по-разному (послесловие Рэйчел, например, полностью перечеркивает все сказанное Брэдли). В итоге читатель теряет ориентир и не знает, как ко всему относиться и что, собственно, было на самом деле.
Добавлено:
Вс май 04, 2008 2:11 pm
Othello
Постмодернизм в том, что после великолепного романтического повествования идут послесловия четырех действующих лиц, и в каждом ситуация освещена совершенно по-разному (послесловие Рэйчел, например, полностью перечеркивает все сказанное Брэдли). В итоге читатель теряет ориентир и не знает, как ко всему относиться и что, собственно, было на самом деле.
Тогда Акутагава Рюноскэ, выходит, тоже пост-модернист?
Добавлено:
Вс май 04, 2008 2:37 pm
Лесная
Акутагаву, каюсь, не читала. И не думаю, что это можно смешивать, потому что японская литература и английская все-таки рядом не стоят. Но у Мердок в "Черном принце" - да, постмодернизм именно в том, что не все ясно и понятно, сравните с другими постмодернистским произведениями. Во-вторых, в том, что нельзя точно определить жанр (романтическое повествование, которое неожиданно "ломается" детективностью). И в третьих, обилие аллюзий. Последнее японскую литературу тоже отличает, но у них своя символика и свое мировосприятие, которое чуждо европейскому. Хотя Кавабата, например, пытался соединить одно с другим...
И потом, "постмодернизм Айрис МердоК" и "Айрис Мердок - постмодернистка" - это разные по смыслу утверждения. Творческая личность всегда выходит за рамки течений и направлений.
Добавлено:
Вс май 04, 2008 10:14 pm
Othello
Лесная писал(а):Акутагаву, каюсь, не читала. И не думаю, что это можно смешивать, потому что японская литература и английская все-таки рядом не стоят.
А вот почитайте для начала коротенький рассказик "В чаще". Такого постмодернизма Айрис и не снилось, хоть это и писатель 19-го века.
http://www.lib.ru/INOFANT/RUNOSKE/thicket.txt
Вообще, я считаю, что у литературы Японии и Англии 20-го века очень много общего. Наверное, из-за влияния "островной" психологии. Между прочим, лучший современный английский романист - по происхождению японец.
Добавлено:
Вс май 04, 2008 10:33 pm
Лесная
Прочитаю. Спасибо за ссылку. У меня, кажется, и книжка есть, только пока руки не доходят...
Постмодернизм - это все же европейская культура (или отрицание культуры?), для литературы Востока все эти игры в порядке вещей, у них же другое мировосприятие
Насчет островной психологии - да... сходство есть. Ну что ж... буду совершенствовать свои познания, спасибо )
Добавлено:
Пн май 05, 2008 2:24 pm
Othello
Так в том-то и дело, что современная японская литература практически полностью ориентирована на западную, еще с конца 19-го века.
Лучший японский детективный писатель Эдогава Рампо даже взял себе псевдоним - иероглифическую транскрипцию Эдгара Алана По.
Акутагава, Рампо, Мисима, Абэ, Оэ, Кавабата, Мацумото, Мураками - все они писатели именно западного толка.
Добавлено:
Пн май 05, 2008 3:00 pm
Лесная
В области японской литературы Вы меня начитаннее, так что остается только согласиться )
Просто Акутагава - это все-таки рановато для постмодернизма. И потом, для постмодерниста, мне кажется, такое сознание нужно... упадочное, деконструктивное, т.е. европейское, а к японцам это не совсем применимо. Тут не деконструктивизм, а нечто другое... Ну это я сужу, конечно, в меру того, что знаю.
Заимствований в современной японской литературе много, это я согласна уже на определенном основании ). Кстати, элементы русской культуры они тоже заимствовать любят. Мне так показалось. Особенно, правда, это касается философии и музыки. Западный толк, это да, к тому же в последние годы процесс сближения еще интенсивнее, причем двусторонний процесс, но почва-то совсем другая.
Мисима, Оэ, Мураками - вполне себе постмодерн. Я не всех из Вами перечисленных читала, каюсь и ухожу исправляться.
Эдгар Аллан По в японской транскрипции - это интересно... А настоящего По они как называют? Эдогава Арам По?
(Как-то сильно мы от темы отошли...)
Добавлено:
Пн май 05, 2008 4:00 pm
Странник
Акутагава, Рампо, Мисима, Абэ, Оэ, Кавабата, Мацумото, Мураками - все они писатели именно западного толка.
Не знаю японских писателей кроме Мисимы, но если корректно судить Акутугаву только по приведённому рассказу, то не могу не согласиться. Типичный постмодернизм, да и японская "почва" вобще как то мало ощущается.
Добавлено:
Пн май 05, 2008 9:07 pm
Othello
Лесная писал(а):Просто Акутагава - это все-таки рановато для постмодернизма. И потом, для постмодерниста, мне кажется, такое сознание нужно... упадочное, деконструктивное, т.е. европейское, а к японцам это не совсем применимо. Тут не деконструктивизм, а нечто другое... Ну это я сужу, конечно, в меру того, что знаю.
Пост-модернизм, вообще, термин достаточно искуственный. Просто раньше то что писатели во все времена делали время от времени, сейчас они делают постоянно.
Взять того же Шекспира - у него, скажем есть комедия на тему Троянской войны - "Троил и Крессида", где все великие герои вроде Ахилла, Аякса, Одиссея выставляются в довольно жалком виде, а сама война явно высмеивается.
Добавлено:
Сб май 10, 2008 1:10 pm
Лесная
Ну да. Только это все форма. Тогда уж и в раннехристианской литературе можно постмодернизм искать...
Дело в сознании. В миропонимании таком, когда ничего святого. Когда цинизм, депрессивность, упадочность начинают преобладать. К Мердок это не относится, не все, кстати, ее к постмодернистам относят, но отпечаток такая культура на нее налагает, это бесспорно.
Дело не в расшатывании формы, а в разрушении личности. Или в ее полном обесценивании. Когда человек не нужен ни Богу (Бога в постмодернизме нет, этим-то он в основном от модернизма и отличается), ни близким, никому. Соглашусь, в романтизме это тоже присутствует, но там личность - представляет собой априорную ценность. Личность - это святое. А в постмодернизме человек - ничто. Можно играть с ним как угодно, как угодно его выворачивать и переворачивать. Картинка, пустышка, паззл. Потому что XX-й век, мировые войны, потрясения и революции - все это ломало людей, нарушало отношения между ними, и результат - налицо.
В первую очередь нужно смотреть на образ героя.