Я была.
Как историку, мне было интересно, с какой позиции изобразят Ивана Грозного и сложный период опричнины.
Но... я была очень удивлена, что основная мысль фильма - не Иван Грозный, не его эпоха. Это вообще фильм не исторический, а ПОЛИТИЧЕСКИЙ. Заставляет задуматься о судьбе государства, о предназначении государя (=власти!!!), об отношения власти (=государства) к народу и т.п.
Просто ввела в стопор последняя фраза Ивана: "А народ то где?" Сидит один, в темноте, вокруг костры - сцена апокалипсиса. В этом вся основная мысль фильма: Политик, задумайся что ты делаешь, и во имя кого?
Но... Лунгин на то и гений, что сделал фильм замечательным: великолепная игра актеров, исторически достоверны декорации, костюмы, поведение и мировоззрение людей. Каждую мелочь продумал. Там каждая деталь - символ, имеющий тайный смысл и дополняет мысль автора.
Видно, что Лунгин внимательным образом ознакомился с философскими трудами Ивана Грозного. Узнал его мысли по поводу понятия "власти", "государь", "народ". Понял, как представлял себе управление страной и назначение государя, отношение к подданным и т.д.
Иван IV стоял на распутье. Время реформ - это он понимал. Но вот как перестроить? Он осмысливал, спорил, практически действовал. Анализировал ошибки и делал выводы. Изменил политическое устрйоство России. Сделал его более современным. Но... политика опричнины напрочь уничтожила все прогрессивное, что было достигнуто. Борьба с боярскими группировками привела к резне и спаду экономики, политики и в итоге проигрышу в Ливонской войне.
Кстати, опричнина происходила на фоне массового психоза ожидания конца света!!! Природные катаклизмы, крамола бояр и изменников - все это воспринималось современниками как близкие конец света. Поэтому то и народ превозносил царя-батюшку, который справедливо наказывает виновных и тем самым вымолит прощение у Бога.
Апокалипсис - наказание Божие за людские грехи. Вот и надо все выжечь огнем и мечом.
Простите за опечатки. Сплю уже. И ничего не вижу на экране.
Мир спасет красота и доброта.
Относитесь ко всему критически