Обвиняемый: Гамлет
Жертва: Полоний
Обвинитель: Othello
Защитник: mmai
Жюри присяжных: кто хочет
СЦЕНА 4
Комната королевы.
(Входят королева и Полоний.)
Полоний
Сейчас придет он. Будьте с ним построже;
Скажите, что он слишком дерзко шутит,
Что вы его спасли, став между ним
И грозным гневом. Я укроюсь тут.
Прошу вас, будьте круты.
Гамлет
(за сценой)
Мать, мать, мать!
Королева
Я вам ручаюсь; за меня не бойтесь.
Вы отойдите; он идет, я слышу.
(Полоний прячется за ковром. Входит Гамлет.)
Гамлет
В чем дело, мать, скажите?
Королева
Сын, твой отец тобой обижен тяжко.
Гамлет
Мать, мой отец обижен вами тяжко.
Королева
Не отвечайте праздным языком.
Гамлет
Не вопрошайте грешным языком.
Королева
Что это значит, Гамлет?
Гамлет
Что вам надо?
Королева
Вы позабыли, кто я?
Гамлет
Нет, клянусь.
Вы королева, дядина жена;
И - о, зачем так вышло! - вы мне мать.
Королева
Так пусть же с вами говорят другие.
Гамлет
Нет, сядьте; вы отсюда не уйдете,
Пока я в зеркале не покажу вам
Все сокровеннейшее, что в вас есть.
Королева
Что хочешь ты? Меня убить ты хочешь?
О, помогите!
Полоний
(за ковром)
Эй, люди! Помогите, помогите!
Гамлет
(обнажая шпагу)
Что? Крыса?
(Пронзает ковер.)
Ставлю золотой, - мертва!
Полоний
(за ковром)
Меня убили!
(Падает и умирает.)
Королева
Боже, что ты сделал?
Гамлет
Я сам не знаю; это был король?
Королева
Что за кровавый и шальной поступок!
Гамлет
Немногим хуже, чем в грехе проклятом,
Убив царя, венчаться с царским братом.
Королева
Убив царя?
Гамлет
Да, мать, я так сказал.
(Откидывает ковер и обнаруживает Полония.)
Ты, жалкий, суетливый шут, прощай!
Я метил в высшего; прими свой жребий;
Вот как опасно быть не в меру шустрым. -
Рук не ломайте. Тише! Я хочу
Ломать вам сердце; я его сломаю,
Когда оно доступно проницанью,
Когда оно проклятою привычкой
Насквозь не закалилось против чувств.
Я оттащу подальше потроха. -
Мать, доброй ночи. Да, вельможа этот
Теперь спокоен, важен, молчалив,
А был болтливый плут, пока был жив.
Королева
Боже, что ты сделал?
Гамлет
Я сам не знаю; это был король?
Назад, мой меч, узнай страшней обхват;
Когда он будет пьян, или во гневе,
Иль в кровосмесных наслажденьях ложа;
В кощунстве, за игрой, за чем-нибудь,
В чем нет добра. - Тогда его сшиби,
Так, чтобы пятками брыкнул он в небо
И чтоб душа была черна, как ад,
Куда она отправится. - Мать ждет, -
То лишь отсрочку врач тебе дает.
Король
Скажите все. Что с Гамлетом?
Королева
Безумен,
Как море и гроза, когда они
О силе спорят; в буйном исступленье,
Заслышав за ковром какой-то шорох,
Хватает меч и с криком: "Крыса, крыса!" -
В своем бреду, не видя, убивает
Беднягу старика.
Королева
Что должна я делать?
Гамлет
Отнюдь не то, что я сейчас сказал:
Пусть вас король к себе в постель заманит;
Щипнет за щечку; мышкой назовет;
А вы за грязный поцелуй, за ласку
Проклятых пальцев, гладящих вам шею,
Ему распутайте все это дело, -
Что вовсе не безумен я, а просто
Хитер безумно. Пусть он это знает;
Ведь как прекрасной, мудрой королеве
Скрыть от кота, нетопыря, от жабы
Такую тайну? Кто бы это мог?
Нет, вопреки рассудку и доверью.
Взберитесь с клеткою на крышу, птиц
Лететь пустите и, как та мартышка,
Для опыта залезьте в клетку сами
Да и сломайте шею.
Королева
О, если речь - дыханье, а дыханье
Есть наша жизнь, - поверь, во мне нет жизни,
Чтобы слова такие продышать.
Горацио
А Гильденстерн и Розенкранц плывут.
Гамлет
Что ж, им была по сердцу эта должность;
Они мне совесть не гнетут; их гибель
Их собственным вторженьем рождена.
Ничтожному опасно попадаться
Меж выпадов и пламенных клинков
Могучих недругов.
mmai писал(а):Если человек общается с призраками, то почему бы, в таком случае, ему не поверить в говорящую крысу?
mmai писал(а): Замки зачастую изобилуют тайными ходами, через один из которых Клавдий вполне мог проникнуть в комнату королевы.
mmai писал(а):Если мать покрывает его, является сообщницей, то для чего ему притворяться? Видимо, дело как раз в том, что он действительно не осознавал, что натворил. Что же касается отсутствия бурной реакции на собственную ошибку, это, в конце концов, зависит от склада характера. А, кроме того, может быть объяснено шоковым состоянием невольного убийцы.
Рук не ломайте. Тише! Я хочу
Ломать вам сердце; я его сломаю,
Когда оно доступно проницанью,
Когда оно проклятою привычкой
Насквозь не закалилось против чувств.
mmai писал(а):Не будем упускать из виду возможность, что стражники и Горацио находились в преступном сговоре. Зная неуравновешенность Гамлета, они могли разыграть представление с призраком или же убедить принца в его существовании. Не следует также отметать возможность, что в роли призрака могло быть неизвестное третье лицо.
О, мерзок грех мой, к небу он смердит;
На нем старейшее из всех проклятий -
Братоубийство!
mmai писал(а):Что касается тайных ходов, то они могли быть и неизвестны принцу. В то время, как Клавдий, исполняющий обязанности короля, должен был получить соответствующую информацию. Быть может глубокоуважаемый суд пошлёт запрос в прокуратуру Дании с тем, чтобы спальня королевы была исследована досконально и мы могли получить достоверный ответ на этот вопрос?
mmai писал(а):Голос из-за портьеры доносится с искажением, так что голоса вполне возможно перепутать (особенно учитывая состояние моего подзащитного). В голове у Гамлета всё перепуталось: находясь в здравом уме он не стал бы, как верно заметил господин обвинитель, наносить удар на уровне человеческого роста и одновременно говорить что-то про крысу. Он бы придумал что-нибудь поумнее.
К тому же нужно обратить внимание на ещё одну деталь: нанести смертельный удар вслепую довольно трудно. Вполне вероятно, что принц хотел просто напугать шпиона, а трагическая развязка - вовсе не следствие злого умысла.
mmai писал(а):Если Гамлет был убеждён, что всё сойдёт ему с рук, то для чего прятать труп? Скорее, он хотел как можно скорее избавить мать от неприятного соседства с мёртвым телом.
Странник писал(а):А теперь к вопросу о цинизме подсудимого. Тут мне кажется не совсем верно то, что обвинитель пытается оценить поступки и поведение Гамлета по неким современным, общепринятым, я бы даже сказал, обыденным меркам. Всё же производить суждение надо (или по крайней мере надо стараться) исходя из логики представленной реальности, внутри самой ситуации. Если учесть происхождение (а ещё и возраст), обстоятельства, а также господствующие и довлеющие над Гамлетом идеи и моральные ценности то, думаю, что можно сказать, что всё это в совокупности всецело определяет его поступки.
Гамлет
Олень подстреленный хрипит,
А лани - горя нет.
Тот - караулит, этот - спит.
Уж так устроен свет.
Неужто с этим, сударь мой, и с лесом перьев, - если в остальном судьба обошлась бы со мною, как турок, - да с парой прованских роз на прорезных башмаках я не получил бы места в труппе актеров, сударь мой?
Горацио
С половинным паем.
Гамлет
С целым, по-моему.
Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Yandex [Bot]