Издание книг - взаимодействие автора и издателя

Предложение вакансий, резюме. Обсуждение различных профессий

Модератор: Othello

Издание книг - взаимодействие автора и издателя

Сообщение Sjegeen » Вс ноя 15, 2009 12:03 pm

ИЗДАНИЕ КНИГ В РОССИИ
(как это может выглядеть)

Поводом для написания этой статьи послужил личный опыт, а вернее мытарства с первой книгой. Не смотря на то, что роман оценивается как интернет-читателями, критиками (профессиональными и не очень), так и редакторами издательств весьма положительно, основной проблемой является отсутствие подходящей серии в том или ином издательском доме, расхождение с серийной политикой или чётким определением жанра произведения.

Обид и жалоб на такое положение дел у меня быть не может. Есть издательства со своим опытом, отлаженным механизмом работы и выработанной годами системой. Но желание увидеть собственный труд на полках книжных магазинов заставило заняться изучением проблемы более глубоко. И что же мне удалось выяснить…

Начиная с периода перестройки, российские издательства пользуются двумя наиболее распространёнными формами сотрудничества с автором. Первая – договор на определённый тираж и выплата гонорара в два этапа. Аванс при принятии рукописи и остаток по выходу книг со станка. Этот вид договора заключается, как правило, с известными авторами. Издательство получает все права на произведение на определённый соглашением срок, а автор с удовольствием тратит заработанные деньги.

Второй вид сотрудничества – издание книги за счёт автора. Такая форма издания вряд ли может быть названа сотрудничеством, но имеет место быть и довольно успешно развивается. На эту тему было много дискуссий в сети, и разбирать по косточкам самиздат я не буду. Перейду сразу к третьей, менее популярной форме договора между издателем и писателем.

Роялти – магическое слово уже появившееся в лицензионных договорах и соглашениях на русском языке. А ведь такая форма сотрудничества давно и успешно работает за пределами нашей страны. И лишь несколько издательств в Москве и Санкт Петербурге прибегают к ней. Смысл договора сводится к тому, что автор не платит за издание книги, но и не получает фиксированный гонорар. Правда, в некоторых странах и компаниях писателю предлагают оплатить часть работ персонала – корректора, редактора и других. Далее автор ждёт выхода книги и с трепетом следит за её продажами. Издательство по договору выплачивает писателю то самое роялти от поступлений за реализацию книги.

Согласитесь, форма очень удобная как для издательств, так и для авторов. Минимум расходов связанных с запуском книги против риска плохих продаж. Если не забывать о том, что издание любого литературного труда это коммерция, то начинающий автор по справедливости должен нести совокупную ответственность с издательством. На то оно и партнёрство, чтобы делить победы и поражения.

Но есть и ещё одна проблема, которую никак нельзя игнорировать – прибыль издательства, гарантия успешного развития бизнеса. Понятно, что любая коммерческая организация в первую очередь заботится о своём благополучии и, понятное дело, что будет придерживаться накопленного опыта работы на рынке и форм сотрудничества с авторами. И снова возникает вопрос о серийной политике издательств, списке гарантированно продаваемых авторов и жанров. Однако с течением времени появляется необходимость менять сложившиеся устои и давать место экспериментам.

С чем мне пришлось столкнуться в поисках альтернативных путей быть изданным или опубликованным:

Я нашёл массу вариантов печатных изданий, в основном периодических, но иногда и предложений по выпуску собственной книги, где редакционная коллегия оставляет за собой право отклонить произведение, но хочет получить сумму покрывающую расходы на печать. Здесь явно встречаются два противоречия. Вроде бы, кто платит тот и заказывает музыку, а уж если вы что-то отклоняете, то несите совместную ответственность с автором. Или не предлагайте писателю издаваться вовсе. Один журнал, так просто предлагает никому не предоставлять произведение, считая публикацию огромным счастьем для автора быть помещённым на страницы в глянцевой обложке. А жить за что?

Если быть честным и справедливым, то оглядываться на чужие проблемы – дело и сочинителя и издателя. Если есть интерес к конкретному произведению, то почему бы не найти удобный обеим сторонам путь на полки с печатной продукцией? Почему бы не использовать богатый опыт мирового книжного бизнеса и не пробовать открывать новые, экспериментальные серии для начинающих авторов?

Как мне кажется, я нашёл простое решение. Для определения спроса на тот или иной труд автора, можно с успехом обратиться к Интернету. Сделать электронную книгу не сложно, пусть и простенькую, но это уже шаг к успеху или, по крайней мере, определению читательского спроса. Цифровой вариант издания никак не будет конкурировать с бумажным, ведь аудитория у этих форм разная. Зато есть шанс без риска, или с его минимальным процентом, заручиться поддержкой аудитории и автоматически получить исследование рынка. Есть же опыт тестирования бета-версий программного обеспечения.

Далее, если спрос в сети за обусловленный отрезок времени оправдывает ожидания, то издатель может вкладываться в производственный процесс по изданию пяти сотен страниц в твёрдом переплёте достаточным тиражом для возмещения расходов и выплаты того самого роялти автору.

Согласитесь, взаимодействие новых технологий и интересов сторон, связанных с развитием книжного рынка, может стать очередным шагом к прогрессу. Связывая в единую цепочку электронные и бумажные издания, при поддержке существующих литературных ресурсов в мировой сети, можно получить мощный инструмент для определения изменяющихся предпочтений читателей, найти больше талантов и умельцев, пишущих качественную, лёгкую, востребованную литературу.

Как писательское сообщество, так и читательская масса, разнообразны и многолики, и рождаются в отечестве и гении и мастера и успешные бизнесмены, то расширить возможности для их встречи – дело нужное. Пользуясь помощью компьютеров и Интернета, дело это ещё и возможное.

Что бы я предложил: Создать единый банк для новых авторов, где собирались бы тексты произведений и оформлялись в виде простых электронных книг. Далее, издательства выделяют на своих сайтах место для рубрики типа «Бета Ридинг» с предложением скачать книгу за минимальную плату (скажем 10 – 15 рублей за копию). По динамике продаж можно судить о целесообразности издания бумажной книги и заключении долгосрочного договора с автором.

Попутно с чисто коммерческой составляющей исследования можно создать сообщество авторов, где каждый представляет свои работы (или работу), но обязан прочитать труды соратников и вынести своё собственное заключение, как это делается на литературных форумах. Для получения максимально объективного мнения, число бета-ридеров можно варьировать в случайном порядке.

Таким образом, можно разделить ответственность за будущий успех между издателями и писателями, сложив усилия и первых и вторых. Одна часть моего предложения, естественно, адресована представителям книжного бизнеса. Вторая, так же естественно, к писателям. Чтобы прекратить сетования одних и других, не лучше ли сообща решить хотя бы часть проблемы с изданием новой литературы?

Как автор идеи, я готов посвятить своё время созданию проекта (проектов) и тесному взаимодействию с издательствами. Авторам предлагаю объединиться и создать сообщество для поддержания такой формы сотрудничества с бизнесом.

Буду рад, если получу Ваши комментарии, предложения и замечания.

С уважением к авторам и издателям, которые никак не могут друг без друга

Сьеджин.

sjegeen@yandex.ru
http://sjegeen.narod.ru
Sjegeen
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб фев 07, 2009 1:00 pm

Вернуться в Работа

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot], Majestic-12 [Bot]