Страница 2 из 2

СообщениеДобавлено: Сб янв 17, 2009 8:21 pm
Othello
Ну писательские достоинства у де Сада весьма сомнительные, он скорее интересен оригинальностью литературно-философского подхода к жизни.

Авторская "заноза"? Не забывайте, что де Сад сам был известным развратником, за что и сидел годами в Бастилии и за невозможностью реализовать свои наклонности, давал волю своей фантазии на бумаге.

Разумеется, не думаю, что он сам мог бы стать таким же чудовищем, какие описаны в его книгах, скорее он пытался создать образы, свободные от всех моральный и религиозных табу, навязываемых обществом, так сказать людей в чистом виде.

И если у его современника Руссо "естественный человек" добр, радостен и беспорочен, и лишь общество своими искусственными нормами развратило его, то по Саду, люди - ужаснейшие из зверей, и лишь цивилизация дает им некое подобие "человечности". Самое интересное что оба выступали за разрушение цивилизации, чтобы освободить человека от моральных оков - но с диаметрально противоположными целями.

Что ж, на мой взгляд, истина лежит где-то посередине.

СообщениеДобавлено: Сб янв 17, 2009 8:48 pm
Antigona
Согласна. Вот я и говорю: просветитель, только с другой стороны )
А биография, имхо, не определяет хода вещей. Практически никто из имевших аналогичные пороки, не выставлял их напоказ в произведениях. Жизнь - жизнью, а творчество - творчеством. Подлинность переживаний героя/автора в набоковской Лолите не делает самого Набокова педофилом. Форма может быть и очень эксцентричной, но выражать совершенно нормальное переживание.

СообщениеДобавлено: Вс янв 18, 2009 1:21 am
Othello
Antigona писал(а):А биография, имхо, не определяет хода вещей. Практически никто из имевших аналогичные пороки, не выставлял их напоказ в произведениях.

Им было что терять, они не гнили более десяти лет в тюряге, в одиночной камере.

СообщениеДобавлено: Вс янв 18, 2009 2:11 am
Antigona
Более десяти, конечно, нет. но тот же Уайльд там все же погнил немножко )

СообщениеДобавлено: Вс янв 18, 2009 2:33 am
Othello
Antigona писал(а):Более десяти, конечно, нет. но тот же Уайльд там все же погнил немножко )

Ну и написал "Исповедь" и "Балладу о Редингской Тюрьме", полную противоположность своим прежним комедиям.

Можно еще вспомнить, какую глубину обрели произведения Достоевского после каторги.

А де Сад, так вообще занялся литературой лишь в тюрьме. Причем интересно наблюдать переход от его ранним произведениям к поздним. В ранней редакции "Жюстины", он еще моралист: печальная история сестры заставляет Жюльетту отказаться от прежней порочной жизни.
В написанной несколькими годами позже "Новой Жюстине" и герои становятся бессердечнее, и страдание не вызывают ничего кроме презрения.

СообщениеДобавлено: Вс янв 18, 2009 6:35 pm
Antigona
Это понятно, что без последствий не обходится. Но именно такая "эволюция", о какой вы написали, и говорит о том, что "садизм" носит социально-философский характер, а не отображает автора как он был и есть.

СообщениеДобавлено: Вс янв 18, 2009 8:12 pm
Othello
Antigona писал(а):Это понятно, что без последствий не обходится. Но именно такая "эволюция", о какой вы написали, и говорит о том, что "садизм" носит социально-философский характер, а не отображает автора как он был и есть.

"Садизм" отображает его мировоззрение и творческую фантазию, как и любое худ. произведение.

СообщениеДобавлено: Вс янв 18, 2009 9:57 pm
Antigona
С этим спорить не буду. Но мы начали с разрушения табу. так вот если даже сам автор разрушает их только на уровне творческой фантазии, то и читатель, естественно, разрушает их на том же уровне: табу восприятия, но не табу поведения и мотиваций )

СообщениеДобавлено: Вс янв 18, 2009 10:23 pm
Othello
Antigona
Табу восприятия - уже очень немало. Вспомните, какой шум устраивала публика на первых представлениях "Весны священной". Опусы де Сада шокируют читателей до сих пор, несмотря на то что благодаря фильмоиндустрии уровень восприятия современного человека значительно расширил рамки. И все же кажется, что де Сад в своих фантазиях достиг некоего абсолюта вседозволенности, непокоренный никем иным до сих пор. Для литератора и философа - великое достижение.

СообщениеДобавлено: Пн янв 19, 2009 1:33 am
Antigona
Согласна. И вся современная киноиндустрия в этом плане - детские шалости, развлечение тех, кто себе ничего подобного никогда не позволит. Наслаждение тем, что "я-то не такой, а вот на извращенцев полюбоваться". Причем таков не только зритель (читатель), но и сам автор. Де Сад в своей запредельной игре действительно приоткрывает такую бездну, которая либо оттолкнет бесповоротно, либо будет реально духовно пройдена. Без дураков ))

СообщениеДобавлено: Пн янв 19, 2009 1:46 am
Othello
Antigona
Вот-вот. Приятно встретить человека, который "не боится Вирджинии Вульф." :Rose:

Впрочем, есть один фильм, который попытался погрузиться в бездну, не нарушая при этом законов эстетики. Смотрели "Империю чувств" Нагисы Ошимы?

СообщениеДобавлено: Пн янв 19, 2009 2:09 am
Antigona
Да, смотрела. Давно правда. Жесткое кино. Но, действительно, правдивое. Не в смысле "предметности", а именно с точки зрения наших "бездн" )